Святой карантин против святой Победы. И о повторе Пасхи

Наш Партизанский лес издавна был одним из эпицентров культа св. Победы: здесь был когда-то военный аэродром, на месте которого стоит памятник; здесь же есть военное кладбище. На 9 Мая в нашем Лесу всегда бывал митинг про "можем повторить", шествие ветеранов и летчиков, возложение венков от больших бонз, детишки с соседних школ приносили цветы, ну и все это сопровождалось народными гуляньями, а в последние годы устраивалось и Шествие мертвецов. Ставились несколько сцен, с которых юнцы и юницы пели военные песни; выезжали многочисленные торговцы шашлыками и прочей снедью; народ жрал, пил, пел и танцевал до вечера.
И вот в этом году все эти мероприятия были отменены. Зона, в которой все это празднество обычно бывало, пустовала; в остальных же частях Леса наши наплевавшие на св. Карантин сограждане гуляли по-прежнему: сами, с детьми, на велосипедах, с палками и т.д, как это они и делали последний месяц. Во второй половине дня я из любопытства зарулил к памятнику и кладбищу. Ну что можно сказать: у памятника было около сотни гвоздик (мертвым почему-то носят четное количество, так что возложивших было, выходит, человек 50), еще немного гвоздик было у закрытого входа на кладбище. Всё.
А народ преспокойно гулял в иных местах, наплевав на св. Карантин и позабыв о св. Победе.
Стоило отменить развлекательные мероприятия и прикрыть жрачку на пленэре, стоило отменить все эти принудительные походы школьников с цветочками в руках и дедами на палках, и все последователи св. Победы рассеялись...Стоило Кесарю, а точнее Навуходоносору, истинному автору культа св. Победы в его нынешнем виде, приостановить действие культа, и сей культ рассыпался на наших глазах. Внуки победителей были побеждены кашлем, потомки освободителей мира самозаключились в собственных квартирах-концлагерях. От пафосного общенародного праздника праздников со слезами на глазах осталась сотня гвоздик. Что и требовалось доказать.
Впрочем, культ св. Победы еще имеет шанс восстановиться. Кесарь заявил, что по окончании св. Карантина будет нам и Парад, и Шествие мертвецов. В качестве стороннего недоброжелательного наблюдателя не могу не отметить этот мощный миссионерский ход: враги, болезни и обстоятельства помешали нам отметить Победу 9 Мая, но Победу-то отменить они не могли, а потому мы ее отпразднуем потом.
И вот в этом месте нашей иерархии, запуганной и задавленной, стОит задуматься. Мы же часто подглядывали за язычниками и заимствовали от них нам полезное.
Наши богослужения прервали, наши церковные собрания закрыли в ключевой момент литургического года - в начале Страстной. Все эти камлания клира внутри закрытых церквей в последующие недели и месяцы не имели смысла. По окончании св. Карантина мы должны вернуться туда, где нас насильственно прервали. Считаю, что в первое воскресенье после отмены св. Карантина мы должны вновь отметить Пальмовое воскресенье, затем совершить Страстную и Пасху, потом последовательно прослужить все семь недель Триоди вплоть до Пятидесятницы. Да, мы при таком раскладе вычеркнем вынужденно из литургического года аж восемь рядовых недель "после Пятидесятницы"; да, не будет в этом году Петрова поста; да, нам придется на ходу выдумывать, как совмещать с пасхальными днями праздники Петра и Павла, Илии, Иоанна Крестителя (заодно и посмотрим, как работает Типикон в нетипичных условиях). Но мы при этом совершим главное - все вместе обновим в нашей памяти страдания, смерть и воскресение Христа, а также и сошествие Св. Духа. Это повторное, но общецерковное празднование пасхальной тайны воссоединит и тех, кто не покорился св. Карантину, и тех, кто спаниковал и струсил. В конец концов, Христос простил даже отрекшегося Петра, так что нам ли не простить испугавшихся св. Карантина отцов и братьев? Да и заодно сами себе покажем, что Пасха - это не весенний праздник с яйцами и куличами, а событие вне времени, истинный день настоящей победы.
Для сомневающихся в необходимости такой повторной Пасхи можно привести два аргумента. Для "книжников" напомним о ветхозаветной норме для тех, кто по каким-то причинам не участвовал в праздновании Пасхи; таковые были обязаны совершить ее в тот же день, через месяц. Ну а "простецам" будет довольно баснословного пророчества Серафима Саровского про пение "Христос воскресе" летом; ведь не про перенесение собственных мощей преподобный говорил?
|
</> |