Святой Александр и его семейство - 12
qebedo — 03.05.2021 А может быть, собаки...Итак, в 1240 году на северные русски еземли напали не только шведы. А кто еще? Советские исторЕГи ни капельки не сомневались - поганскиЯ кржыжаносцы. Ну "доказано" же про крестовый поход на Русь - папа Грегориус в булле "зашифрованно повелел" (см. предыдущие серии), крестомсомол ответил "есть!", и поскакали на будущий СССР "поганыя плки
Корректная (потому что не советская) карта Прибалтики в XIII веке - владения Тевтонского ордена отделены от не подчинявшихся им епископств в Дерпте, Риге, Эзеле и Курляндии (кликабельно)
Увы, но и в этот раз копание в деталях стройную "картинку мира" советских исторЕГов-политиканов разрушает. О том, что в 1238 году в Стенсби обсуждалось что-либо, связанное с Русью, никаких сведений снова нет. Потому что Тевтонскому ордену и королю Дании Вальдемару II Победоносному и без того было, о чем поговорить. Еще в 1225 и 1227 году в ходе междоусобных войн Орден меченосцев захватил датские владения на севере - Ревель и его округу, рекомые герцогством Эстония. С тех пор меченосцы сгинули, будучи в остатках своих поглощены Тевтонским орденом (см. предыдущую серию). Но одним из условий объединения, выставленным папою Грегориусом IX, было возвращение сих земель датской короне.
Именно об этом и шел разговор в Стенсби - был подписан договор, возвращавший герцогство королю Вальдемару II. Вопрос "а причем тут шведы, которые, по идее крестового похода на Русь, и должны были договариваться с немцами, и почему датчане ничего не сделали в 1240 году?" успешно советской исторической наукой игнорировался - в упор. Как и то, что ни словца о Руси в источниках, рассказывающих о договоре, нетути. Можно, конечно, фантазировать, что сидели там шведы, тайно переодетые в датчан - но чего тогда сразу не рептилоиды?.. Так что "современные российские исторЕГи", чтобы не повторять совковую чушь, но как-то всё же прикрыть обосратые штанцы "старших товарищей" стыдливо цепляются за феерические формулировки типа "речь не шла о походе, но почва готовилась"... Ага, фосфатами унавоживали.
Вальдемар II - какая к фигам собачьим, Русь?..
Более того, едва объединившись с меченосцами и организовав Ливонское ландмайстерство, Тевтонский орден тут же послал эмиссара... в Новугород. Впрочем, история сия мутна, как и практически всё, связанное с князем Александром Ярославичем. Только такой "бесспорный, авторитетный и неполживый" источник, как его житие (см. предыдущие серии), сообщает об этом событии - то есть, еще огромное и великое ХЗ, что там было на самом деле, и было ли вообще (или как Борис, Глеб и ангельский полк на Неве): "Потому-то один из именитых мужей Западной страны, из тех, что называют себя слугами Божьими, пришел, желая видеть зрелость силы его, как в древности приходила к Соломону царица Савская, желая послушать мудрых речей его. Так и этот, по имени Андреаш, повидав князя Александра, вернулся к своим и сказал: «Прошел я страны, народы и не видел такого ни царя среди царей, ни князя среди князей»".
Советские исторЕГи, взяв из всего этого всего "словописания" лишь одно имя Андреаш, сочинили посольство от Тевтонского ордена в Новгород. Потому что, де, ландмайстер Ливонии Дитрих фон Грюнинген убыл в Германию для выборов нового магистра, и всеми делами на месте управлял комтур Андреас фон Вальвен. Естественно, никакие другие летописи или хроники о таком визите не упоминают. Поэтому... советские, а за ними и российские исторЕГИ чувствуют себя в праве писать о нем, что душа захотИт - от "визита вежливости" до "разведывательной операции", в том числе и переговоры о возможном союзе супротив лыцвинов. Впрочем, даже если признать, что миссия такая имела место быть, должен настораживать тот факт, что в земли, куда собирались ходить крестовыми походами, никаких дипломатов обычно не отправляли. И почему для Руси вдруг решили сделать исключение - великое ХЗ, которое, понятное дело, никто не объясняет.
Домский собор в Тарту (Дерпте)
Так кто же напал в 1240 году на псковские земли? Да всё те же давно знакомые нам по предыдущим сериям лица - князь-изгой Ярослав Владимирович и его родственник-свойственник епископ дерптский Херманн фон Буксхёвден. Разве что на сей раз в перечисление летописью набежавших ворогов - немци, медвежане (то есть, жители Оденпе - вассалы епископа), юрьевци (жители Дерпта) - прибавились еще и "вельяндци" (обитатели Феллина - столицы Ливонского ландмастерства). То есть, набег князя Ярослава и епископа Херманна поддержало неизвестное нам число ливонских братьев. Все они обложили Изборск, а 16 сентября 1240 года разбили вышедших на помощь городу псковичей, убив примерно 600 человек (так сообщает летопись - и это вам не Невская битва...). Взяв Изборск, "немци" двинулись на Псков и разбили уже там городское ополчение, убив воеводу Гаврилу Гориславича. Оккупанты обложили Псков, но взять не смогли, и тогда заключили с горожанами мир - князем во Пскове стал Ярослав Владимирович, в помощь которому остались два фогта (не обязательно орденских - это слово тогда означало любого чиновника с полномочиями, в том числе и в епископских владениях; впрочем, "Ливонская рифмованная хроника" зовет их братьями-рыцарями) и небольшой отряд братьев.
А что же, спросите Вы, Г-н Великой Новуград не поспешил на помощь "меньшому брату", не заслонил широкими грудями от копия латынскова? Ну, во-первых, банально не успел - псковичи если за подмогой посылали, то явно не после поражения под Изборском и его взятия, а скорее всего перед, а то и после битвы под стенами Пскова - зачем бы им тогда выходить в поле сражаться, если они ждали подмоги? Во-вторых, вообще не факт, что за подмогою посылали, ибо отношения между Новугородом и Плесковым в 1240 году были совсем не братские. Псковичи давно "на сторону глядели", заключая договора о мире и дружбе с Ригой и меченосцами, и даже ходили с последними под Саулу, биться с лыцвой. Так что у руля в городе стояла явно "пронемецкая" и "антиновгородская" партия, почему и был заключен мир, причем заключил его некий "Твердило Иванкович с инеи" (с иными - то есть, не один), который и стал "владеть" Псковом (видимо, был выбран посадником). А вот противники такой "линии поведения" как раз сбежали в Новугород, но их явно было не большинство горожан.
Кремль в Переславле-Залесском, бывшем Переяславле
Остальные псковичи вполне могли воспринимать союз с епископом Херманном и ливонцами как "ну, еще легко отделались" - в конце концов, настырные "медвежане и юрьевци" прекратят постоянные набеги, с Ригой и Ревелем снова можно будет торговать без помех, да и на задолбавшую своими нападениями лыцву теперь есть окорот. В городе наконец-то (бе-бе-бе, новугорожаны!) появился собственный князь, а то, что он принес епископу Буксхёвдену вассальную присягу - так это их личные семейные дела. В городе есть посадник Твердила, живот и имущество сохранить смогли, опасность штурма и пограбежа миновала, а "немци" уехали, остались только два рыцаря и немного ихних слуг - и бес с ними... Ну а в-третьих, некому было особо из Новагорода подавать помощь - князя в нем не было. За тот короткий промежуток времени (два месяца), который прошел со дня Невской битвы, горожане успели посратися с Александром Ярославичем так, что тот уехал "из Новагорода къ отцю в Переяславль съ материю и с женою и со всемь дворомь своимь". Причина конфликта неизвестна, но, видимо, была серьезна, если князь с с семьею и дружиной покинул и город, и княжество (не засев, по старому обычаю, в Торжке).
Однако осенью 1240 года Твердила с псковичами начал грабить пограничные села, а ливонцы напали на Водскую землю, прошли огнем и мечом по Луге, взяли Тёсов и остановились только в 30 верстах от Новгорода. Эти земли уже безо всяких оговорок захватило ландмайстерство - про то есть документ о передаче завоеванного под церковное управление епископа Эзельского, подписанный тем самым комтуром Андреасом фон Вальвеном, а также маршалом, камерарием м прочими братьями. Вот это уже было открытой агрессией Тевтонского ордена по отношению к Новгороду, но и тут была существенная юридическая лазейка - повоеванные братьями водь и чудь были язычниками, которых воины-монахи пришли крестить. "Ничего личного - только бизнес". К тому же эти племена не были безусловным новгородским владением - они только платили дань, как ранее эсты и ливы, однако же завоеванные крестоносцами. Говорится в документе и о дальнейших планах: "...братья дома Тевтонского св. Марии в Ливонии, испросив согласия у апостольского престола, договорились с нами включить в нашу юрисдикцию земли между Эстонией, уже крещенной, и Рутией, а именно: земли Ватланд (Водь), Нуова (Нева), Ингрия и Карела". Но в саму "Рутию", как следует из текста, ливонцы не собирались - схизматики не есть язычники...
|
</> |