Святогор и Ибн-Фадлан

http://www.drevnyaya.ru/vyp/2010_4/part_4.pdf
Название статьи уже повергает в ужас и уныние, но давайте ее прочитаем. Начало вдохновляет. Автор предлагает разобраться, что исторического можно выудить из былин. Автор отмечает, что, к сожалению, угас интерес к вопросу об историзме былин (то есть Азбелева явно недостаточно, но есть же Козловский – книга у меня на столе лежит – не знаю, что с ней сделать, камина-то нет, растапливать нечего).
Перейдем к былине о «Илье о Святогоре». Автор отмечает, что есть 50 записей этой былины, но он их все не смотрел, хотя и говорит, что надо бы. Дальше автор пересказывает сюжет былины, потом пишет, что не очень ясно в какую категорию ее отнести, а потом начинается анализ.
Раньше исследователи считали Святогора воплощением некой природной стихии, но какой задается вопросом автор и отметает все варианты. Затем автор цитирует вполне логичное мнение Смолицкого, что Святогор не «старший» богатырь, а «младший» (хотя здесь можно и поспорить). Но автора интересует совершенно другой вопрос – место и причина смерти богатыря, хотя он и указывает на сходство русской былины с осетинским сказанием о великане Муккаре и Созырко, но это сравнение ему не интересно. Нельзя же будет тогда объяснить реалии русской былины.
А дальше картина маслом. Захоронили Святогора в «домовище белодубовым», но есть варианты, что и в каменном(но они не первичны, их же меньше). А дальше описание гробницы Святогора в былине приводят Кончу к великолепной мысли: «не отразился ли в былине обряд погребения в так называемых камерных гробницах, распространенный на Руси в X в.»? Отличная идея – ведь не следует искать легких путей. А археологические данные говорят, что гробницы доходили до размеров: 5,5 Х 5 Х 4 м. Ну, теперь ясно, почему Илье было много пространства в этой могиле. Но Святогор еще просит Илью оставить ему коня: «Привежи ты моево коня ко гробу ту, потому что не совладать да некому будет». Как Илья ему не рассказал здесь о судьбе Олега Вещего не очень понятно, запамятовал что ли, или ПВЛ не читал. Но у нас же есть свидетельства археологов о захоронениях с конем – вот оттуда и реалии былины.
Вывод: «представления о великанских размерах персонажа были отчасти навеяны эпизированными воспоминаниями о громадных размерах «богатырских гробов». Впрочем, нетрудно предвидеть возражения (ух, ты, нетрудно предвидеть), настаивающее на обратном соотношении: какие-то древние предания о таинственном богатыре великанского роста могли предопределить и громадные размеры его «гроба», сходство же с камерными гробницами может быть и случайно». А здравые мысли автора посещают, но от них надо быстро отказаться, еще же полстатьи писать.
Дальше автор объясняет название Святые горы. Он отказывается от географических объектов (а жаль, ведь никто еще не называл Килиманджаро или Эверест в этом контексте) и, указывая, справедливо, на загробный статус Святогора, предлагает видеть в Святых горах языческий курганный могильник. Sic. А почему не баню? Сруб, локус, воспринимаемый как потусторонний, правда, коня не затащишь, но если постараться, то можно, и был бы Святогор банником, чем плохая идея. Дальше автор интерпретирует поездку Святогора с Ильей к слепому отцу Святогора, которому Илья протягивает свою палицу, а отец Святогора воспринимает ее как руку героя. Вывод: «Подобное «опосредованное» рукопожатие является отголоском какого-то ритуального действия спиритического характера». Идея может и не самая плохая, но этнографических соответствий автор не предлагает.
Далее о сюжете неверности святогоровой жены и ее внезапная смерть, что, по мнению автора, соответствует «описанием похорон знатного руса у Ибн-Фадлана».
«Можно сказать, таким образом, что былина возникла как текстуальное воспроизведение ритуала погребения, вобравшего элементы мифологических воззрений на обстоятельства перехода между мирами живых и мертвых и связи между их представителями».
Далее совсем эпически. «Можно предположить, что прототипом Муромца в данном сюжете является распорядитель ритуала, языческий жрец, или (если исходить из аналогий с текстами Ибн-Фадлана) родственник умершего». Но автор идет дальше: А зачем братаются Илья и Святогор? А в некоторых вариантах былин есть свидетельства, что Илья умирает около гроба Святогора. Да, чуть не забыл, в некоторых вариантах былины Илья умирает вместе с конем.
Вывод: Не только женщины могли быть похоронены вместе с богатым русом, как у Ибн-Фадлана, но «в роли «соумирающих» бывали и мужчины – рабы или «отроки» из младшей дружины. Чтобы мы делали без этой былины. Нам просто глаза открыли.
Более того, «нельзя исключать, что разные варианты былины соотносятся с разновидностями обряда: 1) погребение с конем, 2) погребение с женщиной, 3) погребение со слугой и конями, 4) погребение, в ходе которого слуга умершего лишь имитировал «соумирание»». Я так и вижу сказителей, пытающихся воспроизвести все варианты похорон на Руси за X век.
Общий вывод: Былина подробно и достоверно воспроизводит многие аспекты ритуала, сопровождавшего погребение знатного воина в дохристианской Руси.
Ждем следующих интерпретаций с нетерпением, даже о камине подумаю.
|
</> |