Свой неведомый никому путь

Если рассматривать концепции развития человека и общества, то в основе две: через создание условий для индивидуального роста, и развитие через приоритет интересов коллективного над индивидуальным. И можно увидеть сейчас довольно ясно, что западная культура продвигает первое, восточная - второе. Что же касается России, то еще в 19 веке мыслители и литературные классики много написали, добавить совсем нечего: ни туда, ни сюда, только по какому-то своему, неведомому человеческому разуму уникальному пути. И если родились, выросли в России, то значит остается только принять для себя это как закономерность: бесполезно извне навязывать правила и устои. Точно также бесполезно привязываться к местным традициям и обычаям, пытаться их воспроизвести. С того времени, как отменили крепостное право в 1861 году, за 8 стандартных поколений у нас сменилось три общественные формации. Подобным интенсивом может еще только Китай о себе заявить.
А что такое смена общественной формации для человека? Это по сути смена мировоззрения, новые правила и законы жизненного уклада, новые условия жизни. То самое, что называется, на ходу «переобуваться» в своем обыденном мышлении, а это же нужно менять привычки, рефлексы, ментальные установки. Среди живущих ныне немало тех, кто еще помнит последнюю смену формации, конец 80-х - начало 90-х. Две прошлые смены имели свои особенности, причины и следствия. А вот третья, насколько сейчас могу понять, там было довольно много тех, кто просто не понял что происходит. Как-то наивно полагали, что все реформы необходимы и мы продолжаем строить коммунизм. Постепенно, уже по факту пройденного, доходило происходящее: после стремления в светлое коллективное будущее, нас насильно «переобували» в концепцию индивидуального развития. Безусловно, все это не резко произошло и не тогда, когда по телевизору объявили новости. К этому времени часть населения ментально уже давно были готовы к такому повороту, ждали, и этого количества хватило для прохождения всей страны в новую формацию. Но так сложилось, что все-таки Россия снова, как и столетия назад, идет строго по своему, никому неведомому пути развития, и навязывать извне, как и опираться на традиции прошлого, никак не получается. И если пытаться это как-то оценивать, осуждать, примерять на то, как должно и быть, да как оно правильно, то это всего лишь терять собственные силы на рефлексию. Конечно, легче жить в понятном, вот есть икона западного стиля и образа жизни - красота! Но вот размер совсем не подходит, маловато и кривовато сидит. А восточная слишком много усилий требует на самоотдачу, строгое подчинение - тоже не тот размерчик, вольницы личной охота.
Но есть одна линия в этом никому не понятном собственном пути, которая сидит где-то на подсознании, но никак не может выйти в устойчивость на уровне поддержки государства. Или нарушается преемственность, передача между поколениями, или она еще не настолько крепкая, что бы ее заметить и обозначить как имеющую право на жизнь. Это импульс, который запускали настоящие коммунисты, готовые ради светлого будущего людей отдать свою жизнь. Ключевое слово - «настоящие» коммунисты, не те, кто просто с партбилетом. Дело не в концепции, а именно что выковывались сознания людей в духе ради великой идеи будущего, не думая о своих собственных нуждах. Вот этот импульс потом подхватили во время второй мировой, и вновь его мелкими искрами по всей стране, готовность отдать жизнь ради мирного неба над головой в будущем. А потом провал, постепенно все превратилось в культ личностей-героев. Вполне возможно, такой провал соответствует жизни в условиях индивидуального развития человека, когда нет высоких идей, не должно быть мысли о светлом будущем с равными возможностями, общими стремлениями, о способности вынести страдания ради будущего человечества. Где-то этот посыл вместе с первым космонавтом погиб, его превратили в искусственный вечный огонь. А может он просто в силу все еще незрелости духовной маленьким кирпичом в огромную стену будущего, которое из таких вот кирпичей складывается. И рождаются они именно на этом метании, противоречии, между крайностями индивидуального и коллективного неведомого никому пути.
|
</> |