Свой-чужой

В государстве, где идеология «свой-чужой» является верховной, представители власти могут творить беззаконие и без прямого указа сверху…
Два сюжета прошедшей недели, каждый из которых вряд ли можно отнести к разряду топ-новостей, блестяще проиллюстрировали грустный пейзаж нашей действительности.
Первый из них был продолжением сюжета декабрьского. Прокурор Московского района Минска сообщил Майе Абрамчик, что по ее жалобе прокуратура завела уголовное дело на неустановленное лицо, а милиция в этом деле никак не фигурирует. Майе Абрамчик, напомню, 19 декабря сломали ногу. Девушке было сделано несколько операций, теперь она хромает. Доказательств того, что били ее омоновцы вроде бы достаточно: это и свидетельство самой девушки, и выводы суд-мед экспертизы о том, что удар ей был нанесен предметом похожим на милицейскую дубинку, и тот факт, что «скорая» ее забирала из Окрестина. Однако дело заводится на «неустановленное лицо». То есть, если быть полностью откровенными, подобная формулировка прокуратуры означает только одно: искать никого даже не попытаются…
Второй сюжет отличался редкой даже белорусским меркам абсурдностью. 19 апреля в квартиру общественного активиста Валерия Щукина ворвались сотрудники милиции и задержали всех, кто там находился (18 человек). Большинство из них были отпущены, но четверых привлекли к административной ответственности. Причем на правозащитника Павла Левинова сначала был составлен протокол задержания по непосредственно возникшему подозрению в совершении преступления (подозрение в причастности к теракту в минском метро 11 апреля), однако потом этот протокол исчез.
Милиционеры вели себя с задержанными очень грубо. Активистка из ОГП Ольга Карач рассказала, что один из милиционеров бил ее по лицу, а сотрудник милиции по фамилии Линкус угрожал ей изнасилованием. Женщина также просила вызвать ей скорую помощь, но милиционеры отказались. На следующий день всех четверых задержанных доставили во Фрунзенский суд, где в их отношении были благополучно отштампованы обвинительные приговоры. Издевательство над законом в этой истории столь же очевидно, как и полная бессмысленность подобного беспредела.
Несмотря на внешние различия, в этих двух сюжетах есть несколько общих моментов.
Во-первых, я уверен, что и в первом и во втором случае отмашка на подобные действия давалась не то что не на уровне высших эшелонов власти, но даже и на более-менее среднем уровне. Полагаю, что здесь все решалось на уровне самом низовом. Что вполне логично: фигуры, задействованные в этих сюжетах, были не столь известны и значительны, чтобы решение по их вопросу принималось наверху.
Во-вторых, объективно говоря, поведение представителей власти в этих случаях играло не в пользу действующего режима. Если бы режим наказал бойцов ОМОНа, ломавших кости Майе Абрамчик, это был бы очень грамотный тактический ход (учитывая какую известность получила история Майи) и великолепный сюжет для официальной пропаганды: мол, у нас в Беларуси полное верховенство закона, а если и случаются некоторые перегибы на местах, то они тотчас же исправляются, виновные же – наказываются.
Практически то же самое можно сказать и насчет задержанных на квартире Валерия Щукина. Хватать и судить этих людей не имело никакого смысла – ведь это была не обязательная расправа над участниками какой-нибудь уличной акции (с целью – дабы не повадно было) и не превентивная зачистка накануне какого-нибудь важного события. Фамилии большинства задержанных многие вообще услышали впервые – очень показательно, что независимые СМИ упорно путались кто кем из них является (журналистом, правозащитником или оппозиционным активистом). То есть, это беззаконие было совершенно бессмысленным, и ничего кроме дополнительной дурной славы для белорусского суда и милиции эта история не принесла.
Но при всем этом представители власти приняли именно те решения, которые приняли. И это решение они приняли только по одной причине – государственная идеология «свой-чужой» позволяла им поступить только так.
«Свой-чужой» - это идеология, которая делит людей не по их соответствию общепринятым моральным законам, и не по их соответствию государственным законам, а по тому «за кого» он. В подобной структуре «своим» позволено все, а «чужие» оказываются вне закона. «Свой-чужой» это когда разбитое стекло в Доме правительства классифицируется, как чудовищное преступление, а разбитые головы обыкновенных демонстрантов и повальные аресты – как законное действие властей. Это когда намеки оппозиции на причастность властей к теракту расценивается как «пляска на костях», а намеки власти на причастность к этому оппозиции – как разумный вывод. Это когда по принципу «свой-чужой» делят всех: начиная от политиков и журналистов, заканчивая деятелями культуры.
«Свой-чужой» - это идеология войны и возможна она только в условиях войны. Ведь именно на войне людей делят лишь по одному принципу: цвету мундира и стороне фронта, на которой он находится.
При этом я вполне допускаю, что некоторые конкретные действия представителей властных структур их сослуживцы, а может даже и некоторые их начальники не одобряют. Вполне возможно, что они не одобряют конкретное избиение Майи Абрамчик или конкретную зачистку на квартире Щукина. Но, несмотря на это, омоновец ломающий кости девушке и милиционер бьющий в отделении женщину всегда будут для власти «в доску своими», потому что они по одну сторону фронта. Потому что, как бы то ни было, но они все-таки действуют в рамках государственной программы по уничтожению «пятой колонны».
И с этой точки зрения было бы просто глупо наказывать подобных исполнителей. Что же они сделали не правильно? Вот Майя Абрамчик вышла на площадь – значит она «чужая», она «враг». Какое в таком случае имеет значение то, что ее избили? Ведь на войне солдату нужно быть уверенным не только в том, что его дело правое, но и в том, что его враг – зло, на которое не могут распространяться общечеловеческие законы.
Чтобы жить нормальной жизнью любому представителю власти(любому судье, выносящему незаконный приговор, любому силовику, фабрикующему уголовное дело, любому омоновцу, избивающему демонстранта), просто необходимо быть уверенным в том, что общечеловеческие законы на этих «врагов» распространяться не могут. И если кого-то из них наказать за то, что он перегнул палку, то у десятков его коллег будет разрушен базовый жизненный принцип. Как же он после этого будет жить в соответствии с идеологией «свой-чужой»?
С этой точки зрения все происходящее становится не просто понятно, но и начинает выглядеть совершенно разумно. На войне «своих» не сдают, а «врагов» уничтожают.
Так может стоит все-таки честно признаться, что наша спокойная страна уже давно живет в условиях холодной гражданской войны?