Свобода воли человека у Максима Исповедника

топ 100 блогов atharwan15.12.2023 В жарких дискуссиях, часто происходящих в ЖЖ, Александр Бродский ака abrod недавно, отвечая на мой комментарий в его блоге к его мнению сказал следующее:
https://abrod.livejournal.com/2009230.html?thread=91168910#t91168910

"В частности в Православии нет никакой свободы воли. Свобода воли это Западное извращение двух воль у Максима Исповедника, который в частности говорил что ..."

Я несколько, мягко говоря, удивился. Учение о свободе воли человека является краеугольным камнем православной теодицеи. Может ли быть, чтобы я неправильно что-то понимал в этом вопросе? Вполне может. Можно ли в ЖЖ привести все те тексты, в которых в Православии отцы Церкви говорят о свободе воли? Вряд ли я смогу, их много. Но может ли быть, чтобы у Максима Исповедника не было совсем ничего о свободе воли? Надо свериться с первоисточниками.

У Максима Исповедника учение о свободной воле есть, в чистом виде, никаким извращением чего бы то ни было оно не является.

Его труд, который ниже я цитирую, называется по-русски "Главы о любви", иногда называется "Четыре сотни о любви". Это текст, делящийся на четыре раздела, в каждом - сотня параграфов.

Я также привожу греческий оригинал и латинский перевод со ссылками.

Греческий оригинал:
https://www.myriobiblos.gr/texts/greek/maximos/onlove2.html
Греческий оригинал и параллельный латинский перевод
https://archive.org/details/patrologicursus55migngoog/page/n509/mode/2up
Русский перевод:
https://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidorov/tvorenija-prepodobnogo-maksima-ispovednika-kniga-i-bogoslovskie-i-asketicheskie-traktaty/3

Во-первых, - это Вторая сотня, параграфы 32-33.

"λβ΄. Τρία εἰσί τά κινοῦντα ἡμᾶς ἐπί τά καλά· τά φυσικά σπέρματα· αἱ ἅγιαι Δυνάμεις, καί ἡ ἀγαθή προαίρεσις. Καί τά μέν φυσικά σπέρματα, ὡς ὅταν (996) ὅ θέλομεν ἵνα ποιῶσιν ἡμῖν οἱ ἄνθρωποι, καί ἡμεῖς ὁμοίως ποιῶμεν αὐτοῖς· ἤ ὡς ὅταν ἴδωμέν τινα ἐν στενώσει ἤ ἐν ἀνάγκῃ, καί φυσικῶς ἐλεῶμεν. Αἱ δέ ἅγιαι Δυνάμεις, οἷον ὅταν κινούμενοι ἐπί καλῷ πράγματι, εὕρωμεν συνεργίαν ἀγαθήν, καί κατευοδώμεθα. Ἡ δέ ἀγαθή προαίρεσις, ὡς ὅταν διακρίνοντες ἀπό τοῦ κακοῦ τό καλόν, αἱρώμεθα τό ἀγαθόν

32. Tria sunt nos ad ea quas honesta sunt ac oflicii provocantia; naturalia scilicet semina, sanctae Virtutes, et bona voluntas. ÀÁe quidem naturali semina, ut, cum id quod volumus ut faciant nobis homines, nos quoque illis similiter fecerimus *'; vel, ut cum aliquem in angustia aut necessitate videntes, illius, naturali ductu atque instinctu, miserli fuerimus. Sanct autem virtutes, ut cum honestum aliquid ac officii aggressi, bonum adjutorium invenerimus, resque nobis prospere cesserit. Bona denique voluntas, ut cum bonum a malo discernentes, id quod est bonum elegerimus.

32. Есть три [начала], побуждающие нас к добру: естественные семена, святые Силы и благое произволение. Естественные семена – когда, например, мы желаем, чтобы люди обходились с нами так, как и мы обходимся с ними; или, когда видя кого-либо в стесненных обстоятельствах и нужде, естественным образом сострадаем ему. Святые Силы – когда, например, подвигаясь на благое дело, мы обретаем благое содействие [их] и успешно совершаем это дело. А благое произволение – когда, различая добро от зла, мы избираем добро.


λγ΄. Τρία δέ πάλιν εἰσί τά κινοῦντα ἡμᾶς ἐπί τά κακά· τά πάθη, οἱ δαίμονες, καί ἡ κακή προαίρεσις. Καί τά μέν πάθη, ὡς ὅταν ἐπιθυμῶμεν πράγματος παρά λόγον· οἷον ἤ βρώματος, παρά τόν καιρόν, ἤ παρά τήν χρείαν, ἤ γυναικός παρά τόν σκοπόν τῆς παιδοποιΐας, καί τῆς μή νομίμου. Καί πάλιν, ὅταν ὁργιζώμεθα, ἤ λυπώμεθα παρά τό εἰκός· οἷον, κατά τοῦ ἀτιμάσαντος, ἤ ζημιώσαντος. Οἱ δέ δαίμονες, οἷον ὅταν ἐν τῇ ἐμελείᾳ ἡμῶν, καιροσκοποῦντες ἐπιτίθωνται ἡμῖν ἄφνω μετά πολλῆς σφοδρότητος κινοῦντες τά προειρημένα πάθη, καί τά ὅμοια. Ἡ δέ κακή προαίρεσις, οἷον, ὅτε ἐν γνώσει τοῦ καλοῦ, κακῶν ἀνθαιρώμεθα.


33. Tria rursus sunt qu:e nos movent ad mala : nempe affectus seu perturbationes, d:emones et mala voluntas. Àc quidem affectus seu perturbationes, ut cum invita ratione, rei alicujus cupiditate ducimur; puta cibi, przter quam quod vel opportunum tempus, vcl justa necessitas suaserit; vel uxoris alio fine quam suscipiendi liberos, aut non legitimx conjugis, ac rursus, cum aut ira aut tristitiss indulserimus sccus ac decet; puta, adversus eum qui probro affecit, aut damnum intulit. Dsemones vero, ut cum nobis negligentius agentibus occasionem: captantes, derepente Tnagna vehementia ac impetu in nos invaserint, movendo, quos dixi, affectus, atque his similes. Mala denique voluntas, tamen malum eligimus.

33. Также есть три [начала], побуждающие нас ко злу: страсти, бесы и злое произволение. Страсти, когда мы желаем [какую-либо] вещь вопреки разуму; например, пищу – не во время и без нужды, женщину – не имея целью чадородие или не являющуюся законной женой. Также, когда гневаемся и печалимся несправедливо; например, на не почтившего или наказавшего нас. Бесы, улучив момент нашего нерадения, внезапно и стремительно нападают на нас, со всей силой приводя в движение названные страсти и подобные им. А злое произволение, когда мы, ведая добро, избираем зло."

Насколько я понимаю, русский перевод весьма точен. Кажется, в некоторых местах он точнее, чем перевод на латынь.

Таким образом, это по сути определение свободы воли: зная в чем добро, в чем зло, отличая добро от зла, выбирать между добром и злом.

Во-вторых, параграф 27 третьей сотницы:

κζ΄.Ὁ μέν Θεός ὡς αὐτοΰπαρξις ὤν καί αὐτοαγαθότης καί αὐτοσοφία· μᾶλλον δέ ἀληθέστερον εἰπεῖν, καί ὑπέρ ταῦτα πάντα, οὐδέν ἔχει τό σύνολον ἐναντίον. Τά δέ κτίσματα, ὡς πάντα μέν μεθέξει καί χάριτι τήν ὕπαρξιν ἔχοντα· τά δέ λογικά καί νοερά, καί τήν ἀγαθότητος καί σοφίας ἐπιτηδειότητα, ἔχει ἐναντίον· τῇ μέν ὑπάρξει, τό μή ὑπάρχειν· τῇ δέ τῆς ἀγαθότητος καί σοφίας ἐπιτηδειότητι, κακίαν καί ἀγνωσίαν. Καί τό μέν ὑπάρχειν ἀεί ἤ μή ὑπάρχειν ταῦτα [Fr. τά λογικά καί νοερά], ἐν τῇ ἐξουσίᾳ τοῦ πεποιηκότος ἐστί· τό δέ μετέχειν τῆς ἀγαθότητος αὐτοῦ καί τῆς σοφίας ἤ μή μετέχειν, ἐν τῇ βουλήσει τῶν λογικῶν ὑπάρχει

27. Бог, будучи Самобытием, Самоблагостью и Самопремудростью (или, чтобы сказать более правдиво, превосходя все это), вообще не обладает ничем противоположным436. Твари же, как все обладающие бытием по сопричастию и благодати (а разумные и духовные обладающие еще и способностью воспринимать благость и премудрость), имеют и нечто противоположное: Именно, бытию [в них противостоит] небытие, а способности воспринимать благость и премудрость – порок и неведение. Для них быть всегда или не быть зависит от власти Сотворившего их. Сопричаствовать же или не сопричаствовать Благости и Премудрости Его зависит от воли разумных [существ].

(https://www.myriobiblos.gr/texts/greek/maximos/onlove3.html)

"Сопричаствовать же или не сопричаствовать Благости и Премудрости Его зависит от воли разумных [существ]" Тоже просто определение свободы воли.

Таким образом, в Православии есть учение о свободе воли и у Максима Исповедника есть учение о свободе воли, в чистейшем виде.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Зарекался же не глумиться над убогими и антифашистами, но ведь они дают такие ...
А что это я услышала про открытие СУПа в Киеве? Это что значит? Что теперь жэжэшечка будет падать в два раза чаще, а тем более у киевских блогеров? И зачем это нас в центре Киева собирают на вечеринку? (далее следуют тягостные раздумья и ассоциации ...
То, что Дедушка Мороз взял Шапокляк в снегурочки, я поняла практически сразу . Что долгожданные праздники на грани провала - тоже . Но не сдаваться же! ...
Поль Мориа (французский композитор и аранжировщик) и Юрий Александрович Сенкевич (врач, путешественник и телеведущий): по одиннадцать голосов. Лариса Анатольевна Лужина (актриса): семь голосов. Генри Ребёрн (шотландский живописец) и Георгий Антонович Гамов (советский и американский ...
Коротко на тему вопроса о том, почему нет варианта с независимостью Крыма на референдуме. 1. На деле, вариант с независимостью в самом Крыму поддерживает крайне мало людей. Есть основной сегмент населения, который был бы непрочь отплыть в Россию, есть определенное количество тех, кто ...