Свобода слова и 4 уровня цензуры

История вокруг «Дождя» заставляет задуматься, как устроено то, что мы называем «свободой слова». Что это за свобода и каковы ее пределы?
Свобода слова – это свобода говорить публично, то есть громко, так чтобы быть услышанным более-менее широкой аудиторией. Насколько широкой будет эта аудитория и насколько сильно ограничено то, что можно сказать громко, – вот две связанных между собой характеристики свободы слова.
И здесь мы видим, что в любом обществе свобода слова ограничена многими рамками, многими видами цензуры.
Первый, самый верхний уровень цензуры – вкусы и мнения сильных мира сего, властителей общества. «Властители» – понятие формализуемое не до конца. Это могут быть и советские партийные бюрократы, и медиа-магнаты, и политическая элита, и аристократия... Но неважно, кто властвует – в любом обществе есть список запрещенных тем и запрещенных мнений – того, что громко сказать невозможно. Посягающих на эти ограничения ждут жесткие санкции. Как невозможной была антисоветская пропаганда в СССР, так невозможной была и громкая коммунистическая пропаганда в США. Последствия для нарушителей были разными, но общим было то, что громко звучать не могла ни та, ни другая пропаганда.
Соответственно, когда «демократов» в роли властителей России сменили «государственники», «демократические» мнения стали звучать тише, а «государственнические» – громче. Процесс приглушения первых и нарастания громкости вторых продолжается и сегодня. Попытки закрыть «Дождь» просто часть этой общей тенденции.
Второй уровень цензуры – мнения владельцев СМИ, тех, кто определяет редакцинную политику. Этот фильтр может показаться не таким жестким, так как при разнообразии СМИ и редакционные политики тоже разнообразны. В реальности же он довольно жесткий: есть длинный список тем, которые ни одно крупное СМИ не допустит на свою площадку. Далеко не все темы из этого списка общественно опасны. Много в нем и просто необычных, нестандартных, оригинальных мнений.
Третий уровень – профессионализм и интеллект редакторов. Грубо говоря, редактор-дурак не может пропустить умный материал. Он его просто не поймет.
И наконец, четвертый уровень цензуры – это мнения, вкусы и способности аудитории к пониманию. СМИ обязано приспосабливаться ко всему этому. Поэтому СМИ с широкой аудиторией избегают и глубокого анализа, и раздражающих аудиторию мнений, которые могут отвратить ее от данного СМИ.
А теперь попробуем задуматься, что же проходит через эти четыре «ситечка». Можно ли посредством СМИ громко сказать обществу то, что ему в самом деле необходимо знать, но чего оно не знает? Очевидно – нет. Только то, что общество хочет слышать.
Этим и определяются границы свободы слова.