СВО и эффект Кантильона

По мотивам обсуждения https://mindfactor.livejournal.com/286249.html
Рекурсии пост — обсуждается пост, в котором обсуждается пост. Но пусть будет. Всё началось с комментария, в котором я высказал тезис, что описанное есть не что иное, как эффект Кантильона. И итоговый результат будет описанный классиком.
Правда, не все согласились. были даже довольно скептические комменты: Вы приплели последователя Юма, который писал про экономику, основанную на драгметаллах к современному кейнсианству. Чтоб звучало наукообразнее. Это относится к США, но никак не относится к РФ, совсем. Абсолютно другая ситуация.
Эффект Кантильона заключается в следующем: по мере распространения новых денег реальный доход первых получателей денег растет, тогда как доходы тех, кто дальше всех от центра эмиссии, сокращаются, так как еще до того, как они получат новые деньги (через большую прибыль или рост заработной платы), они будут вынуждены покупать товары и услуги по более высокой цене. В своём труде Кантильон описывает, каким образом происходит перенос новых денег в цену на примерах из сельского хозяйства, но основные механизмы не изменились. Можно показать, как это работает и к чему приведет на более понятных нам «кейсах».
Третьего дня к нам заехал в гости Алексей З. и рассказал, что завод ДСП, где он трудится, переводят на сокращенную рабочую неделю. По причине того, что не могут укомплектовать смены — народ массово увольняется на севера. Если на производстве больше 60 не платят, то сейчас вахтовикам предлагают от 120. Соответственно, у них сокращают производство и планируют поднимать цены и немного зарплату.
Происходит это по причине того, что наиболее востребованные специальности операторов тяжелой техники, водителей и механиков, востребованы на СВО, где платят по 200.
Всё это имеет двойной эффект — наиболее слабые предприятия «не вписываются в рынок» и уходят с него, создавая дефицит товаров. С другой стороны, те, кто остался на рынке, начинают переносить повышенную зарплату в цены, справедливо полагая, что иного варианта обеспечить сходимость финмодели, нет. Что выражается во фронтальном росте цен практически на всё.
Если это ещё отполировать повышением тарифов на энергоносители и топливо — получим идеальную картину, строго как ее описывал Кантильон.
Ровно о том-же говорила Эльвира Сахипзадовна на совместном заседании комитетов Госдумы по Основным направлениям единой государственной денежно-кредитной политики на 2024 — 2026 годы:
«Мы проводим опросы большого числа предприятий. По нашим опросам, большинство предприятий сталкиваются с дефицитом кадров, с недостатком высококвалифицированных специалистов. А когда обостряется конкуренция за одни и те же рабочие руки, рост производительности отстает от повышения заработных плат. То есть прирост объемов производства оказывается меньше, чем рост доходов граждан. И если все дополнительные доходы граждан будут направлены на потребление, то это выльется не в рост потребления в физическом объеме, а просто в рост цен на товары и услуги. То есть люди будут переплачивать за потребление товаров и услуг.» Цитата с сайта ЦБ РФ
В общем, как-то так. Готовьтесь к тотальному «переплачиванию за потребление товаров и услуг» Покупатели китайских джипов с мощными турбомоторами 1,5 литра за 2,5 миллиона, не дадут соврать.
|
</> |