Свиной заводик
novayagazeta — 17.06.2018 Местные жители остановили незаконное строительство свинофермы недалеко от исторического центра Суздаля.В ноябре 2017 года на черноземном поле около деревни Тарбаево (19 км от Суздаля) появились бульдозеры. Местные жители попытались узнать у рабочих, кто и что собирается строить. В ответ услышали: «Кажется, ферму для коров». Но после запроса в администрацию Суздальского района выяснилось, что владелец ООО «Дымовское колбасное производство» Вадим Георгиевич Дымов строит между тремя деревнями свинокомплекс на две с половиной тысячи свиноматок.
Каждая свиноматка дает в год двадцать четыре поросенка. Получается, за год в свинокомплексе родится шестьдесят тысяч голов. У обычного фермера поросенок вырастает до ста килограммов за полтора года. Владелец «Дымова» публично обещал, что его поросята будут набирать такой вес за три месяца, и одновременно на ферме будут содержаться не более тридцати тысяч животных. Без применения химических препаратов для ускорения набора массы обмануть природу нельзя.
В Европе свинокомплексы такого масштаба не строят в том числе потому, что они наносят огромный вред окружающей среде. Свиньи, в отличие от коров, не травоядные, а всеядные животные, и их навоз относится к токсичным отходам третьего класса опасности. Его нельзя просто свалить на поле, потому что он не удобряет, а отравляет почву и воду, особенно если животных выращивают с применением антибиотиков и стероидов. Его нужно утилизировать.
Свинокомплекс на две с половиной тысячи свиноматок и тридцать тысяч молодняка на откорме будет производить 220 тонн отходов в сутки.
В свинокомплексе в Тарбаеве предполагалось содержать свиней на щелевых полах. Свиньи стоят на металлических решетках, их токи падают на поддон, откуда смываются огромным количеством воды, поданной под давлением, в закрытые лагуны, где отстаиваются шесть месяцев. Затем воду спускают в ближайший водоем, а отстоявшийся навоз зарывают в полях, пусть и «особым образом».
Поле, отданное «Дымову» в аренду на пятьдесят лет, находится в полутора километрах от деревни Тарбаево, в шести — от деревни Туртино, в семи — от деревни Федоровское и в двенадцати — от дома Вадима Дымова в самом центре Суздаля. По границе арендованного им участка протекает ручей Бакалейка, который впадает в речку Каменку. Она течет через весь Суздаль, из нее производится городской водозабор. А в семистах метрах от арендованного участка расположен скотомогильник, который еще в 1962 году использовался для захоронения животных, погибших от сибирской язвы.
Строить любые сельскохозяйственные сооружения так близко от скотомогильника запрещено. Сибирская язва может сохраняться в земле до ста лет. Скотомогильник в Тарбаево исчез с генерального плана Суздальской области в 2017 году. Хотя он обозначен на генпланах до 2012 года и в актуальном кадастровом перечне, который можно проверить онлайн.
В России есть несколько похожих по размеру свинокомплексов. Все они расположены далеко от поселений и рек, в лесу, потому что лес останавливает испарения и запах. Жить близко от свинофермы невозможно, особенно в теплое время года, потому что свиные токи выделяют токсичные испарения и отравляют воздух.
Семья Кадыковых, дачников из Тарбаево, не захотела жить около «свиного заводика», как его называют местные жители. Михаил Кадыков, вместе с женой Татьяной, ее мамой Светланой Анатольевной и семьей Тамары Малыгиной и Николая Чичилова впятером остановили строительство свинокомплекса Дымова. Сбор подписей под петицией против строительства свинокомплекса среди жителей Суздаля и Суздальского района инициативной группой не прекращался ни на один день.
Сейчас на месте несостоявшейся свинофермы вал снятого чернозема, похожий на подмосковный полигон для вывоза мусора — гора посреди поля. А там, где должны были быть свинарники, — окопы. Их рыли бульдозерами для лагун, в которых предполагалось отстаивать навоз. Стройку свернули и признали незаконной, техника уехала, а закапывать обратно взрытое поле и ровнять вал земли никто не собирается. В семистах метрах в лесу действительно скотомогильник — двухметровый котлован между деревьями, а в нем скелеты коров, черепа с зубами, кое-где видно даже остатки шкур. Рядом вкопана металлическая цистерна для хранения химикатов.
Михаил Кадыков — адвокат по профессии, вместе с женой в ноябре
2017 года они написали семь запросов в профильные министерства и в
администрацию Суздальского района. 15 декабря получили официальный
ответ:
«Сообщалось, что действительно земельный участок выделен под
строительство свинокомплекса на две с половиной тысячи свиноматок,
выдан ордер на земляные работы, проектная документация не
представлялась. — рассказывает Михаил. — При этом в письме не было
указано, кому выделен. Минимум информации. Вот тогда мы начали
действовать: собирать подписи по окрестным селам и писать во все
владимирские инстанции. Первым делом написали жалобу в прокуратуру
о незаконности выдачи ордера на земельные работы без проектной
документации».
В январе подключилась местная пресса. Татьяна рассказывает: «Предполагаем, что прокурор области Пантюшин стал действовать решительно и прекратил незаконную стройку после вмешательства Генпрокуратуры. 18 января 2018 года мы получили ответ из Суздальской прокуратуры, что наша жалоба удовлетворена, ордер на земельные работы выдан незаконно, главе администрации Суздальского района Сараеву выдано предписание».
Но предписание не остановило земельные работы. Техника работала весь январь почти в круглосуточном режиме, землю снимали и вывозили на тракторах и грузовых машинах в сторону Туртино. Тогда активисты обратились с жалобой на незаконное снятие чернозема в Росреестр.
30 января сотрудники Росреестра приехали на место стройки с проверкой вместе с инициативной группой местных жителей. Михаил Кадыков рассказывает: «Техника работала даже во время фотосъемки нарушений. Через час приехал директор по строительству Прокофьев и заблокировал своей машиной выезд машине Росреестра. Потом приехал замдиректора ООО «Тарбаево» Лапин и запер машину проверяющих экскаватором с ковшом и грузовиком. Работники Росреестра смогли уехать только через три с половиной часа, когда приехала полиция.».
Земляные работы прекратились 7 февраля 2018 года, после того как прокурор области Пантюшин на коллегии ведомства с участием губернатора признал, что строительство свинокомплекса велось незаконно, ордер на земляные работы выдан незаконно, а строительство находится под личным контролем прокурора.
За это время Кадыковы написали больше 350 запросов, жалоб и обращений во все возможные министерства, инстанции и прокуратуры.
Татьяна показывает историю войны со свинофермой в восьми томах — запросы в трех папках, ответы на них еще в пяти.
Большая часть ответов — отказы или отписки, есть даже рекомендация от Жириновского подписаться на партийную газету ЛДПР, чтобы лучше разбираться в законах. Но есть и реальная помощь: от депутатов КПРФ, Российского географического общества и Общества охраны памятников истории и культуры.
В апреле 2018 года Вадим Дымов официально объявил в СМИ об отказе от строительства свинокомплекса в Тарбаеве. Роспотребнадзор обязал восстановить плодородный слой почвы на всей территории ведения работ в тридцать шесть гектаров.
Строительство свинокомплекса «Дымов» перенес в Ивановскую область, на берег реки Нерль, в такое же густонаселенное место, около городского поселения Петровское.
На ближайшее время назначены торги на землю под строительство, единственным претендентом на них будет Дымов.
Из Нерли пьет воду половина населения города Владимира, около 200 тысяч человек.
Инициативная группа из Суздаля уже связалась с активистами из Ивановской области и будет следить за новой стройкой.
руководитель направления «Волонтеры России»
|
</> |