Светлана Кольчик, "Новая семья"
megumi_ikeda — 19.11.2023 Сейчас, как известно, о кризисе традиционной семьи не говорит только ленивый. Особо радикально настроенные пророчат даже ее вымирание. Меж тем большинство говорящих под традиционной семьей, как правило, подразумевают семью нуклеарную - то есть состоящую из мужчины, женщины и одного или нескольких общих детей. При этом они мало задумываются, что эта форма семьи как раз может считаться достаточно молодой и статус всеобщего стандарта она стала приобретать только с ростом индустриализации и лавинообразно нарастающим переселением людей в города. На протяжении же своей истории человечество практиковало самые разные формы семейного обустройства, от расширенной семьи, в которой муж и жена являются лишь одними из членов большого сообщества, связанного брачными, кровными и экономическими узами, и нередко живут под одной крышей с несколькими поколениями родственников, до гостевого брака (который, например, достаточно долго практиковался в той же Японии), от полигамии и полиандрии до строгой моногамии, от временных союзов с раздельным имуществом до "пока смерть не разлучит нас". На самом деле очень многое из того, что сейчас воспринимается как шокирующее новшество, в той или иной форме уже не раз практиковалось нашими предками.Что касается сегодняшнего времени, то, несомненно, быстро меняющиеся внешние обстоятельства - экономические, политические, культурные - не могут не отражаться на частной жизни и людей, и большие города с их великим разнообразием человечесих коммуникаций порождают и великое разнообразие любовных и семейных связей. Книга Светланы Кольчик
писательницы и сотрудницы журнала "Мари Клэр" и портала Woman.ru, посвящена тому, как современные люди находят для себя в этом быстро меняющемся мире оптимальные формы сосуществования с другими людьми. Это не научная монография (хотя автор и ссылается по тексту на ряд исследований и приводит в конце библиографический список), а скорее журналистское расследование - поиск любви в большом городе. В своих изысканиях Кольчик беседует с людьми из разных стран, живущими очень разными жизнями. Интервью ей давали люди, живущие гостевым браком - в разных домах, городах и даже государствах; пары, практикующие т.н. "открытый брак", женщины, решившие родить ребенка для себя от анонимного донора, и женщины, вступившие в партнерство с мужчиной только для воспитания общего ребенка - и ни для чего больше; отцы, сидящие в декретном отпуске (помимо ожидаемых шведов и датчан, среди респондентов есть и россияне!), люди, создавшие семью на совершенно иных, нежели брачные, основаниях - из своих друзей и соседей. К безусловному достоинству этой подборки стоит отнести то, что автор не стремится преподнести ее в однозначном - позитивном или негативном - ключе. Рядом с историями тех, кто доволен своим выбором, она часто упоминает тех, кто в итоге признал выбранную форму связи ошибкой, как, например, это случилось с одной респонденткой, первой предложившей мужу попробовать открытый брак и в итоге не сумевшей перенести его явную влюбленность в другую женщину. Лично мне самыми трогательными показались даже не истории мужчин, раскрывших свою мужественность в совместном с женами декрете, а истории людей, выбравших для жизни коливинги и соседские общины - эти новые способы организации неформальных общинных связей в атомизированной городской среде, которая, казалось бы, целенаправленно разрушает любую общность. Хотя многое рассказанное на страницах книги Светланы Кольчик может показаться как минимум неоднозначным и спорным, мне думается, что все эти примеры причудливых связей и решений все-таки свидетельствуют о том, что человеку по-прежнему нужен человек. А значит, есть надежда на разрешение любого кризиса.
|
</> |