Суздаль — современный древнерусский город
sergeytsvetkov — 12.02.2020От Москвы до Суздаля примерно 210 км.
При въезде и выезде из города сохранились обелиски Владимирской и Ярославской застав (XIX в.). Они практически идентичны. На снимке — Ярославская застава.
Оригинал статьи на моём авторском сайте
Главная улица — Большая Владимирская (в советское время — ул. Ленина)
Суздаль лежит по обоим берегам р. Каменки. Проехать город из конца в конец — несколько минут.
Население — всего 12 тыс. человек, которые живут в основном туризмом и личными огородами.
Суздаль принадлежит к числу древнейших городов России. Правда, достоверных письменных сведений о его возникновении нет. Легенда, записанная местным краеведом ХVIII века Ананием Федоровым, гласит, что после всемирного потопа и смешения языков, появились на свет три брата из племени Иафетова: Сан, Авесархан и премудрый Асан. Придя в Русскую землю, первые два брата построили много городов, в том числе и Великий Новгород, а третий брат Асан отправился в дикие леса и топи, где по своему суждению основал город — Суждаль.
Название Суздаля — предмет неутихающих споров между сторонниками финно-угорского и славянского происхождения топонима. Первых — большинство, хотя сколько-нибудь убедительной финно-угорской этимологии до сих пор предложено не было. Логика здесь такова: поскольку город лежит в окружении мощного пласта географических названий финно-угорского происхождения, то и его наименование следуют считать финно-угорским. Попытки дать слову «Суздаль» славянскую этимологию действительно долгое время страдали лингвистической наивностью. Однако в последнее время все более солидное научное обоснование получает многообещающая гипотеза, выдвинутая еще видным славистом XIX века Миклошичем. Согласно этой теории, название Суздаля происходит от старославянского глагола создати. Древнейшее его значение — «лепить из глины». И действительно, именно на территории Суздаля найдены древнейшие на Руси печи для обжига глины.
Археологические слои Суздаля не уходят глубже середины Х века. Находки свидетельствуют, что старейшее славянское поселение на этом месте было основано земледельцами, пришедшими из новгородских земель.
Суздальское Ополье — уникальное природное явление, несколько сот кв. км чистейшего чернозема в российском Нечерноземье. Ученые пока затрудняются дать объяснение этому феномену.
В начале XI века Ростово-Суздальская земля принадлежала киевскому князю Ярославу Мудрому. В 1024 году сильный неурожай в Суздальской земле вызвал голодные бунты среди местного славяно-финского населения. Голодными толпами верховодили волхвы, действовавшие, как выражается летописец, «по дьявольскому наущенью и бесованью». Восточнофинские поверья объясняли возникновение стихийных бедствий женским колдовством, поэтому с особым ожесточением мятежники избивали зажиточных женщин, которых обвиняли в том, что они «прячут припасы и хлеб и голод пущают».
Энергичными мерами Ярослав восстановил спокойствие в крае. Бунтовщики были рассеяны, волхвы переловлены и частью казнены, частью «расточены», то есть сосланы под надзор княжей администрации. Одновременно Ярослав снесся с волжскими булгарами, прося их продать голодающим хлебные излишки. Булгары открыли житницы, и голод в Суздальской земле прекратился.
С событиями 1024 года и связано первое летописное упоминание Суздаля.
Возвышение Суздаля произошло в конце XI — начале XII века. Первый самостоятельный князь Ростово-Суздальской земли Юрий Долгорукий избрал своей резиденцией именно Суздаль, а не более старый Ростов. Княжеская резиденция Долгорукого находилась в Кидекше — это в 4 км к северо-востоку от города. От нее сохранились остатки оборонительных валов и храм Бориса и Глеба, постройки 1152 года. Это — наиболее ранняя белокаменная постройка Северо-Западной Руси (наряду со Спасо-Преображенским собором в Переславле-Залесском). Остальные постройки — более позднего времени. Памятник находится под охраной ЮНЕСКО.
Однако при сыновьях Долгорукого, князьях Андрее Боголюбском и Всеволоде Большое Гнездо, Суздаль вместе с Ростовым уступили старшинство городу Владимиру.
Во время нашествия монголов город был взят и сожжен. Тем не менее в удельный период Суздаль все еще был многолюдным и богатым городом, а жители его, по выражению летописи, славились «досужеством в художестве и промыслах». Самым выдающимся удельным князем суздальским был Константин Васильевич, который ревниво оберегал свою отчину от покушений Москвы. И все же в 1392 году московские князья, по выражению летописи, «взяли свою волю над суздальскими князьями».
Смутное время нанесло Суздалю такое жестокое разорение, от которого он не мог оправиться долгие годы. В 1608 году в Суздале обосновались поляки и литовцы под предводительством пана Лисовского. Хотя суздальцы и присягнули второму самозванцу, но город и его окрестности все равно подверглись жестокому разграблению. Опись, сделанная по свежим следам в 1612 году, констатировала ужасный разгром. В посаде насчитали всего 78 жилых дворов, 250 дворов стояли пустыми, а «люди побиты от литовцев и померли, или разбрелись по городам и селам безвестно».
Не успел Суздаль оправиться от перенесенного бедствия, как на него обрушились новые невзгоды. Чудовищный пожар 1644 года истребил все жилые постройки, а десятилетие спустя страшная моровая язва унесла в могилу половину населения города.
Вторая половина ХVII столетия прошла для Суздаля относительно благополучно. В 1708 году, при новом административном делении России, Суздаль стал уездным городом Московской губернии, а в следующем году — главным городом суздальской провинции.
Неизвестный автор середины XVIII столетия отмечает, что суздальское купечество было «богатством посредственно и даже убого». Занимались эти коммерсанты в основном своими огородами. Наконец в 1796 году Суздаль был сделан уездным городом вновь учрежденной Владимирской губернии, а в 1798 году из Суздаля во Владимир была перенесена епископская кафедра. С этого времени Суздаль окончательно захудал и превратился в заурядный провинциальный городок.
Пробуждение интереса к родной старине и развитие туризма придали новый импульс развитию города. Современный Суздаль — единственный в России город-музей, на чьей территории сосредоточено больше 200 архитектурных памятников. Это также единственный русский город с цельным архитектурно-историческим обликом. Любуясь видами Суздаля, ловишь себя на мысли, что практически то же самое мог наблюдать, скажем, Чехов или даже Пушкин.
Это — вид со смотровой площадки на юго-западной оконечности города.
А это вид с колокольни.
Суздальский кремль — самая древняя часть города.
Его земляной вал, достаточно хорошо сохранившийся, сооружен во второй половине XI века, когда Ростово-Суздальской землей владел Владимир Мономах. В те времена на валу стоял дубовый «заборол» — бревенчатый тын, усиленный деревянными башнями.
Установлено, что в кремле было двое ворот: Ильинские и Дмитриевские. Через последние в кремль въезжали купцы. Поэтому возникшая напротив Дмитриевских ворот слобода получила название «Щупачихи» — это было место, где осматривали, «ощупывали» товары, чтобы взять пошлину.
В 1194 году повелением князя Всеволода Большое Гнездо мономахова деревянная крепость кремля была заменена «рубленой» — ее стена состояла из соединенных срубов, которые засыпались глиной. Эта грандиозная работа, как отмечает летописец, была выполнена «в то же лето», то есть за один год.
Но, к сожалению, в начале XVIII века кремлевская деревянная стена с башнями и воротами сгорела и с тех пор уже не восстанавливалась.
В центре кремля возвышается величественное здание Богородице-Рождественского собора, с пятью огромными куполами.
Первоначальное здание собора было построено в конце XI века, при Владимире Мономахе. Это был первый каменный храм на северо-востоке Руси. В 1222 году он был разобран, так как, по сообщению летописца, своды его начали «рушится от старости».
Новый собор, построенный в 1225 году, был белокаменным, с тремя куполами. Это здание простояло до 1528 года, когда повелением великого князя Василия III началось строительство третьего собора, завершенное два года спустя. В этом виде оно существует и поныне.
От здания XIII века в нем до сих пор сохраняются «золотые врата» — высокие дверные створы из пластин красной меди, по которым золотом расписаны сюжеты из Священного писания.
Внутренность собора — это своеобразный музей древнерусского искусства. Огромный иконостас выполнен иконописцами школы Симона Ушакова.
Центральное паникадило готической формы — вклад князя Ивана Ивановича Шуйского, сделанный в 1606 году. В центре паникадила можно видеть литое скульптурное изображение самого вкладчика в рост, с жезлом в руке.
Рождественский собор, кроме того, это еще и огромная усыпальница. Здесь находятся могилы многих известных людей России, в том числе князей Шуйских и высших церковных иерархов Суздальской епархии — всего больше 30 погребений.
Здесь же находится краеведческий музей.
В этом зале заседал епископ Ростовский и Суздальский с духовенством.
Единственная сохранившая в России иордань XVII или XVIII в. — сооружение над прорубью (которая носила то же название), где проводились церковные обряды на Богоявление (ночь с 18 на 19 января) — водосвятный молебен и купание.
Пройдясь по суздальскому кремлю, узнаешь о русской истории больше, чем из иного учебника.
Современный Суздаль —это не только архитектурная жемчужина Золотого кольца, но еще и великолепная кинематографическая натура. Правда, киношники почему-то оценили Суздаль позже всего остального населения страны. В качестве «живой» исторической декорации Суздаль попал на кинопленку только в 60-е годы ХХ века. Но зато с тех пор его богатейшие архитектурные прелести многократно использовались кинематографистами России и зарубежных стран. Всего на фоне суздальской старины снято более полусотни художественных фильмов.
Первым обратил внимание на Суздаль кинорежиссер Сергей Бондарчук. Летом 1962 года он приезжал сюда в поисках натуры для киноэпопеи «Война и мир» по роману Льва Толстого. Предполагалось построить здесь декорации и снять горящую Москву. Проект не осуществился, но о многообещающей натуре Суздаля узнали другие режиссеры и летом 1964 года в городе, под открытом небом, были сняты сразу две экранизации: пушкинской «Метели» и гоголевской «Женитьбы Бальзаминова».
Гостиный двор, неоднократно мелькающий в "Женитьбе Бальзаминова"
Так состоялось открытие Суздаля в кино. Весной-осенью 1965 года режиссер Андрей Тарковский уже работал здесь над двухсерийным фильмом «Андрей Рублев». В Суздале снималась одна из самых интересных новелл — «Колокол». Съемки проводились на берегах Каменки, недалеко от стен Спасо-Евфимиева монастыря, и возле Покровской обители.
С тех пор кинематографисты полюбили Суздаль. Режиссер Илья Гурин запечатлел этот город в «России молодой», Михаил Швейцер — в «Мертвых душах», Эмиль Лотяну — в фильме «Мой ласковый и нежный зверь».
Не обошел Суздаль своим вниманием и Голливуд. В 1984–1985 годах здесь проводились съемки телевизионного сериала «Петр Великий» производства компании Эн-Би-Си. В кремле были выстроены громадные декорации, изображавшие московский Кремль, а между Покровским и Спасским монастырями проложили «улицы петровской Москвы». В съемках участвовали звезды мирового кино: Максимилиан Шелл, Омар Шариф, Ванесса Редгрейв.
Одной из последних по времени «суздальской» картиной был «Князь Юрий Долгорукий», снятый к 850-летию Москвы.
Неподалеку от въезда в город расположился музей деревянного зодчества — аналог новгородских Витославиц, только победнее.
О суздальских монастырях поговорим отдельно.
|
</> |