Метили в царя — попали в народ
sergeytsvetkov — 11.02.2020В сентябре 1879 года народоволец Степан Халтурин по поддельным документам устроился работать плотником в Зимний дворец. Халтурин проживал в подвальном помещении Зимнего дворца. К 5 февраля следующего года ему удалось по частям пронести в подвал императорского дворца около 2 пудов динамита, изготовленного в подпольной лаборатории народовольцев.
Непосредственно над комнатой Халтурина располагалось караульное помещение, ещё выше, на втором этаже, столовая, в которой собирался обедать Александр II.
Бомба была приведена в действие с помощью запального шнура.
Взрыв произошел 5 февраля 1880 года в 18 часов 22 минуты. Обычно обед начинался в 18 часов, но в этот день с ним задержались, это и спасло жизнь Александру II. К обеду ждали принца Гессенского, брата императрицы Марии Александровны, но его поезд опоздал на полчаса. Халтурин взорвал бомбу с помощью запального шнура в тот момент, когда, как он думал, император наверняка уже должен быть за обедом. Но взрыв застал царя, когда он встречал принца в Малом Фельдмаршальском зале, далеко от столовой.
Из донесения начальника Санкт-Петербургского губернского жандармского управления в III Отделение, 8 февраля 1880 г.:
«5 текущего февраля в 6 часов 20 минут пополудни прибыл во дворец приехавший по Варшавской железной дороге принц Александр Гессенский, и взойдя во внутренние покои, был встречен посередине малого фельдмаршальского зала его императорским величеством, в это самое время послышался сильный гул, наподобие пушечного выстрела, причем его императорское величество изволил спросить, что такое сделалось, кто-то из великих князей заметил, что вероятно взорвало газ, но оказалось, что был произведен взрыв».
В результате взрыва 5 февраля 1880 года в нижнем этаже дворца погибли 11 военнослужащих, нёсших в тот день караул во дворце нижних чинов лейб-гвардии Финляндского полка, дислоцировавшегося на Васильевском острове, получили ранения 56 человек.
Несмотря на собственные раны и увечья, уцелевшие часовые оставались на своих местах и даже по прибытии вызванной смены от лейб-гвардии Преображенского полка не уступали прибывшим своих мест, пока не были сменены своим разводящим ефрейтором, который тоже был ранен при взрыве.
Все погибшие были героями недавно закончившейся Русско-турецкой войны:
фельдфебель Кирилл Дмитриев, унтер-офицер Ефим Белонин, горнист Иван Антонов, ефрейтор Тихон Феоктистов, ефрейтор Борис Лелецкий, рядовой Фёдор Соловьёв, рядовой Владимир Шукшин, рядовой Данила Сенин, рядовой Ардалион Захаров, рядовой Григорий Журавлёв, рядовой Семён Кошелев.
Их похоронили с почестями в братской могиле.
В книге Г. Нагиева "Казнен неопознанным…", посвященной Степану Халтурину, приведён разговор Халтурина с одним из руководителей "Народной воли" Андреем Желябовым после неудачного покушения на царя:
"Степан, голубчик, успокойся, — обнял его Желябов. — Этот взрыв в Зимнем дворце потряс весь Петербург… Это событие поднимет престиж "Народной воли". К нам придут тысячи новых бойцов! Взрыв в царском логове — первый удар по самодержавию! Твой подвиг будет жить в веках".
Халтурин поначалу возражает: "Какой же это подвиг? Вместо деспота я убил невинных людей…" Но потом быстро успокаивается и обещает в следующий раз, что называется, "охулки на руку не положить".
После убийства императора, в котором участвовал и Халтурин, он "за особые заслуги" был введен в исполком "Народной воли".
А 22 марта 1882 года Степан Халтурин вместе с Н. Желваковым был повешен за участие в убийстве Одесского военного прокурора генерала В.Стрельникова. Оба народовольца отказались назвать следствию свои имена и были казнены неопознанными.
Закажите мою книгу с авторской подписью!
Последняя война Российской империи (описание и условия приобретения)
Звякнуть копеечкой в знак одобрения и поддержки Сбербанк
4274 3200 2087 4403