Сусанна и старцы — тема насилия и несправедливого обвинения
all_collector — 23.11.2023Картина итальянского живописца, мастера болонской академической школы Гвидо Рени «Притча о Сусанне и старцах».
Сюжет взят художником из апокрифической книги Ветхого Завета.
Эта работа Гвидо Рени, изображает библейскую сцены с тремя фигурами. Она впервые была записаны в Палаццо Ланселотти в Риме в 1640 году, где и висела пока не была приобретена Национальной галереей в 1844 году.
Большинство изображений Сусанны в живописи появляются в период Позднего Возрождения, во многом благодаря возможностям, которые предоставляла эта тема для художественного воплощения обнажённой женской натуры.
Рубенс не единожды обращался к данному сюжету, используя возможности, предоставляемые им, а именно изобразить обнаженную женщину, что было одной из ведущих тем в искусстве мастера, и передать чувственность, наполнявшую сцену купания Сусанны.
Молодая красавица, нежное тело которой благодаря трепетной, мерцающей живописи сияет, выступая из полутьмы, запрокинула голову и в ужасе смотрит на старцев.
Контраст похотливой старости и цветущей молодости привносит в картину оттенок драматизма.
Но автор дает почувствовать победу целомудрия над низменными инстинктами: внутренняя чистота выражена у него через физическую красоту, воспринимавшуюся им как нечто возвышенное.
Сусанна и старцы - Питер Пауль Рубенс. 1607-1608. Холст, масло. 94x66
Описание картины «Сусанна и старцы»
Сусанна и старцы (также «Спасение Сусанны Даниилом», «Суд Даниила», «Сказание о Сусанне и Данииле», «Даниил избавляет Сусанну») — популярный сюжет из Книги пророка Даниила, связанный с Сусанной, еврейкой из Вавилона.
В то время как Сусанна обнажённая купалась в своём саду, за ней подглядывали два старика — уважаемые старейшины, которые евреями были избраны судьями, а затем, угрожая обвинить её в прелюбодеянии, пытались добиться от неё совокупления.
Сусанна отказалась удовлетворить желание старейшин, была ими ложно обвинена и приговорена за это к смерти, но в последнюю минуту благодаря пророку Даниилу, который допросил старцев раздельно, была спасена.
Лжесвидетели были уличены во лжи и казнены.
В Православной церкви Сусанна почитается в лике святых как Сусанна Вавилонская, но день памяти ей не установлен.
«Сусанна и старцы» — картина итальянского живописца Якопо Робусти известного как Тинторетто ), представителя венецианской школы. Создана в 1555–1556 годах.
Хранится в коллекции Музея истории искусств в Вене.
Картина появилась в Императорской галерее в 1823 году.
Сюжет картины основан на рассказе из Книги пророка Даниила (Дан.13) из Ветхого Завета.
История не каноническая (ее нет в еврейском тексте, она существует только в переведенном с еврейского на греческий язык варианте — Септуагинте).
Этот шедевр венецианского маньеризма является результатом особого синтеза римско-флорентийского чувства формы с венецианским подходом к живописи, направленного на передачу цвета и атмосферы.
Итальянской художнице Артемизии Джентилески было всего семнадцать, когда она, прилежная ученица своего отца Орацио Джентилески, написала картину «Сусанна и старцы».
Поразительны в ней две вещи. Во-первых, необычайно уверенная и энергичная манера, какой меньше всего ожидаешь от особы столь юной. А во-вторых, явный дар предвидения художницы: в каком-то смысле Артемизия очень скоро повторит судьбу библейской Сусанны.
Артемизии, как никому другому, была близка тема насилия и несправедливого обвинения. В возрасте 17-18 лет она была изнасилована художником Агостино Тасси, компаньоном и другом её отца, а затем в течение года соглашалась на отношения с Тасси, не зная, что он, во-первых, уже не раз обвинялся в изнасилованиях, а во-вторых, был женат.
Дело было предано огласке. Семь месяцев длились изматывающие судебные разбирательства, в ходе которых Артемизия Джентилески, стремясь доказать, что жила с Тасси по принуждению, подвергалась публичному гинекологическому освидетельствованию, допросам и даже пыткам.
В результате вина Тасси была доказана. Он получил год тюрьмы, а Артемизия – драматический, но бесценный опыт, который очень сильно повлияет на её творчество. Темы насилия и возмездия станут для художницы доминирующими (вернется она и к этому же сюжету).
Источник: artchive.ru
Статья проиллюстрирована фотографиями из свободного доступа интернета.
В статье использованы марки из коллекции volynko "Живопись на марках"
|
</> |