Сусанна и старцы — тема насилия и несправедливого обвинения

топ 100 блогов all_collector23.11.2023

Картина итальянского живописца, мастера болонской академической школы Гвидо Рени «Притча о Сусанне и старцах».

Сусанна и старцы — тема насилия и несправедливого обвинения
"Сусанна и старцы" Гвидо Рени1620, 116.6×150.5 см Местонахождение: Лондонская Национальная галерея, Лондон
Сусанна и старцы — тема насилия и несправедливого обвинения

Сюжет взят художником из апокрифической книги Ветхого Завета.

 Эта работа Гвидо Рени, изображает библейскую сцены с тремя фигурами. Она впервые была записаны в Палаццо Ланселотти в Риме в 1640 году, где и висела пока не была приобретена Национальной галереей в 1844 году.

Большинство изображений Сусанны в живописи появляются в период Позднего Возрождения, во многом благодаря возможностям, которые предоставляла эта тема для художественного воплощения обнажённой женской натуры.

Рубенс не единожды обращался к данному сюжету, используя возможности, предоставляемые им, а именно изобразить обнаженную женщину, что было одной из ведущих тем в искусстве мастера, и передать чувственность, наполнявшую сцену купания Сусанны.

Сусанна и старцы Питер Пауль Рубенс 1614. 64х46 оригинал находится : Национальный музей, Стокгольм (Nationalmuseum, Stockholm)
Сусанна и старцы Питер Пауль Рубенс 1614. 64х46 оригинал находится : Национальный музей, Стокгольм (Nationalmuseum, Stockholm)
Марка Парагвая, 1977-02-28 из серии
Марка Парагвая, 1977-02-28 из серии "400-летие Рубенса" П.П. Рубенс «Сусанна и старцы» номер по каталогу № Mi:PY 2886, Sn:PY 1710d, Yt:PY 1550, номинал -4 Gs

Молодая красавица, нежное тело которой благодаря трепетной, мерцающей живописи сияет, выступая из полутьмы, запрокинула голову и в ужасе смотрит на старцев.

Контраст похотливой старости и цветущей молодости привносит в картину оттенок драматизма. 

Но автор дает почувствовать победу целомудрия над низменными инстинктами: внутренняя чистота выражена у него через физическую красоту, воспринимавшуюся им как нечто возвышенное.

Сусанна и старцы - Питер Пауль Рубенс. 1607-1608. Холст, масло. 94x66

Сусанна и старцы - Питер Пауль Рубенс. 1607-1608. Холст, масло. 94x66 Музей: Галерея Боргезе
Сусанна и старцы - Питер Пауль Рубенс. 1607-1608. Холст, масло. 94x66 Музей: Галерея Боргезе

Описание картины «Сусанна и старцы»

Сусанна и старцы (также «Спасение Сусанны Даниилом», «Суд Даниила», «Сказание о Сусанне и Данииле», «Даниил избавляет Сусанну») — популярный сюжет из Книги пророка Даниила, связанный с Сусанной, еврейкой из Вавилона.

Марка Манама (Бахрейн) 1971, из серии
Марка Манама (Бахрейн) 1971, из серии "Картины Рубенса". «Сусанна и старцы». номер по каталогу № Mi:AJ-MN 447A, Yt:AJ-MN 41A, номинал -1 د.إ - Объединенные Арабские Эмираты дирхам

В то время как Сусанна обнажённая купалась в своём саду, за ней подглядывали два старика — уважаемые старейшины, которые евреями были избраны судьями, а затем, угрожая обвинить её в прелюбодеянии, пытались добиться от неё совокупления.

Сусанна отказалась удовлетворить желание старейшин, была ими ложно обвинена и приговорена за это к смерти, но в последнюю минуту благодаря пророку Даниилу, который допросил старцев раздельно, была спасена.

Лжесвидетели были уличены во лжи и казнены.

В Православной церкви Сусанна почитается в лике святых как Сусанна Вавилонская, но день памяти ей не установлен.

Алессандро Аллори. «Сусанна и старцы»
Алессандро Аллори. «Сусанна и старцы»
Сусанна, застигнутая старцами (Лапченко Г. И., 1831).
Сусанна, застигнутая старцами (Лапченко Г. И., 1831).
Паоло Веронезе Суссана в купальне XVI век
Паоло Веронезе Суссана в купальне XVI век
Сусанна и старцы Паоло Веронезе 1586, 111×145 см
Сусанна и старцы Паоло Веронезе 1586, 111×145 см
Паоло Веронезе Год: 1585 Материал: холст, масло Размер: 140 x 280 см. Художественно-исторический музей, Вена, Австрия
Паоло Веронезе Год: 1585 Материал: холст, масло Размер: 140 x 280 см. Художественно-исторический музей, Вена, Австрия
Сусанна и старцы Антонис Ван Дейк 1622, 194×144 см
Сусанна и старцы Антонис Ван Дейк 1622, 194×144 см
«Сусанна и старцы» — картина итальянского живописца Якопо Робусти известного как Тинторетто ), Создана в 1555–1556 годах. Хранится в коллекции Музея истории искусств в Вене
«Сусанна и старцы» — картина итальянского живописца Якопо Робусти известного как Тинторетто ), Создана в 1555–1556 годах. Хранится в коллекции Музея истории искусств в Вене

«Сусанна и старцы» — картина итальянского живописца Якопо Робусти известного как Тинторетто ), представителя венецианской школы. Создана в 1555–1556 годах.

 Хранится в коллекции Музея истории искусств в Вене.

Картина появилась в Императорской галерее в 1823 году.

Сюжет картины основан на рассказе из Книги пророка Даниила (Дан.13) из Ветхого Завета.

История не каноническая (ее нет в еврейском тексте, она существует только в переведенном с еврейского на греческий язык варианте — Септуагинте).

Этот шедевр венецианского маньеризма является результатом особого синтеза римско-флорентийского чувства формы с венецианским подходом к живописи, направленного на передачу цвета и атмосферы.

Сусанна и старцы Артемизии Джентилески
Сусанна и старцы Артемизии Джентилески

Итальянской художнице Артемизии Джентилески было всего семнадцать, когда она, прилежная ученица своего отца Орацио Джентилески, написала картину «Сусанна и старцы».

Поразительны в ней две вещи. Во-первых, необычайно уверенная и энергичная манера, какой меньше всего ожидаешь от особы столь юной. А во-вторых, явный дар предвидения художницы: в каком-то смысле Артемизия очень скоро повторит судьбу библейской Сусанны.

Артемизии, как никому другому, была близка тема насилия и несправедливого обвинения. В возрасте 17-18 лет она была изнасилована художником Агостино Тасси, компаньоном и другом её отца, а затем в течение года соглашалась на отношения с Тасси, не зная, что он, во-первых, уже не раз обвинялся в изнасилованиях, а во-вторых, был женат.

Дело было предано огласке. Семь месяцев длились изматывающие судебные разбирательства, в ходе которых Артемизия Джентилески, стремясь доказать, что жила с Тасси по принуждению, подвергалась публичному гинекологическому освидетельствованию, допросам и даже пыткам.

В результате вина Тасси была доказана. Он получил год тюрьмы, а Артемизия – драматический, но бесценный опыт, который очень сильно повлияет на её творчество. Темы насилия и возмездия станут для художницы доминирующими (вернется она и к этому же сюжету).

Сантерр, Жан Батист (1658 Маньи-ан-Вексен - 1717 Париж) – Сусанна в купальне в купальне
Сантерр, Жан Батист (1658 Маньи-ан-Вексен - 1717 Париж) – Сусанна в купальне в купальне

Источник: artchive.ru

Статья проиллюстрирована фотографиями из свободного доступа интернета.

В статье использованы марки из коллекции volynko  "Живопись на марках" 

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Алехин одержал победу над всеми противниками, кроме бутылки Редко встретишь непьющего шахматиста, может быть и даже вовсе нигде. Я провёл некоторое время за чтением материала по теме, и, признаться, не нашёл ни одного однозначного указания, что вот именно это шахматист непьющий. Да, у ...
Море бывает разным. У каждого свое море. В ясный августовский вечер море сначала синее, отражает небо, лишь чуть-чуть, своенравно, оно же все-таки море, добавляя глубины небесному цвету. Солнце движется к горизонту, и в синеве растворяется молоко. Море становится молочно-голубым. Солнце ...
20 октября 1960 года на космодроме Байконур за 15 минут до старта произошла катастрофа.  Нештатно сработала вторая ступень готовившейся к запуску новой межконтинентальной баллистической ракеты Р-16, произошёл чудовищный взрыв.  Погибло 78 человек, включая главнокомандующего ...
В дополнение материала о новом контракте АО "81 бронетанковый ремонтный завод" (Армавир, Краснодарский край; предприятие входит в состав АО «Научно-производственная корпорация «Уралвагонзавод» имени Ф.Э. Дзержинского») с Министерством обороны России на модернизацию 323 ...
Реваншизм начинается с преуменьшения и замалчивания вплоть до полного отрицания вины за собственные агрессивные действия. В международных отношениях далее могут последовать призывы к подготовке новой войны под предлогом реванша за понесённое поражение для восстановления утраченных во ...