Суперхит

топ 100 блогов sapojnik20.05.2023

Неделю назад несколько раз под настроение послушал "Мерещится" Ильи Лагутенко; с тех пор Ютуб мне каждый день подкидывает из своих закромов какие-то каверы на эту песню, с каждым разом все более диковинные. Воистину это странное даже не знаю что глубоко перепахала народное подсознание! Господи, кто только не пытается это петь. И совершенно невозможно понять - почему?! В чем секрет такой сногсшибательной популярности этого, с позволения сказать, произведения? Ведь, казалось бы, большего презрения к публике, небрежности и вообще откровенной халтуры трудно даже представить?!!

Песня состоит из единственного (!) куплета, который, чтобы у хита был хоть какой-то объём, просто перепевается второй раз после припева, вообще без каких-либо текстовых, интонационных и мелодических изменений. При этом сам "куплет" написан даже не "белым стихом", а вообще, по сути, в прозе, без никаких претензий на ритм и тем паче рифму.

В слезах парнишка - ему соврала я
немножко.
Сдала подружка, должно быть, ей сейчас так стыдно.
А мне что делать? Мне теперь не оправдаться!
Найду другого - чтобы не плакал
И не обижался!

И припев с совсем уж феерическим содержанием, не имеющий никакого отношения к куплету - зато почему-то уже с рифмой, причем довольно изысканной:

Мерещится - то ли Большая, то ли Малая
Медведица!

И тоже два раза.

Добавляет всему абсурда то, что песня написана от лица особы явно женского пола; поэтому в каверах ее обожают петь всякие популярные певицы - к примеру, Земфира (куча записей с Лагутенко), Дубцова, Дорофеева и прочие. Однако Илья Лагутенко - это ведь не поэт-песенник типа Ильи Резника; он-то писал песню для себя, сам ее и исполнял, с ним, собственно, она и стала хитом! Но почему в женском роде?!!

Мне кажется (мерещится), что "Медведицу" можно всегда приводить в пример, когда надо доказать, что все пособия "как написать хит" бессмысленны и никуда не годятся. Невозможно же представить "рекомендацию" в духе "пишите без рифмы, не соблюдая никакого размера, какую-нибудь странную бессмыслицу, а во втором куплете просто повторите ее еще разок; и в припев возьмите что-то уж совсем странное, скажем, из области астрономии, тоже повторите два раза - и всё, порвете все чарты!"

На самом деле крыть эстрадные хиты за бессмысленность и халтуру - занятие очень простое и легкое, этим каждый может заниматься, находя при этом вполне благодарную аудиторию, ведь "Родительский Комитет", осуждающий "современную молодежь" и "всеобщую деградацию", плюс непременное "а вот в наше время...!" - это наше всё.

Однако еще интереснее, по-моему, идти от противного, наоборот - попытаться понять, рассматривая вроде б совсем уж "пошлятину" - а почему ж она "выстрелила"?! Ведь пошлятину, халтуру и бредовые тексты выпускают все кому не лень тоннами - но из них становятся хитами и собирают миллионные просмотры единицы. Значит, что-то в них есть! Но что?! Как говорил в свое время мудрец Ларошфуко, "можно обладать массой различных достоинств - и не занимать высокого положения в обществе; но нельзя занимать высокое положение в обществе, не обладая хоть какими-то достоинствами".

Стало быть, достоинства есть и в "Медведице"; мне-то как раз сие довольно легко признать - ведь мне эта песня нравится, не зря я ее периодически слушаю. Но какие?! Вот этот вопрос ставит в тупик. Ни складу, ни ладу, дебильный припев...

Скажут - музыка. Ну да, без вопросов - жесткий, очень "роковый" ритм, в то же время очень танцевально; признаем, в музыкальном плане - отлично, хотя и простенько. Но слова - разве не должны отвратить? Еще раз "куплет", выложим вообще без претензий на "стих", а прозой, как он, собственно, и написан:

В слезах парнишка. Ему соврала я немножко. Сдала подружка! Должно быть, ей сейчас так стыдно... Но что же делать? Мне теперь не оправдаться... А, найду другого! Чтобы не плакал и не обижался.

Лично мне сразу бросилось в глаза, что при общей петеушной стилистике текста просто выпирает старорежимный оборот "должно быть", выдающий с головой диплом Дальневосточного госуниверситета у автора. Понятно, что в современном языке он почти полностью вытеснен "наверно", и никакие простые девчата так не говорят. Разве что девица какая-то очень "книжная", начитанная... Филологиня, может? Но почему такая оторва, как она всё успевает?! С другой стороны - успевал же сам Лагутенко: и отрываться, и написать дипломную работу «Развитие приграничной экономики между Россией и Китаем» на факультете востоковедения и африканистики?

А с другой стороны - может, в этом и секрет? Куплет в прозе - это ж целый нарратив получился; четыре строчки - а там целая история скрыта, фильм можно снять. Фантазия может работать во все стороны. Что это за "парнишка" такой чувствительный, чуть что в слезы? И соврала, причем "немножко" - о чем? Судя по тому, что парень аж плачет - видимо "немножко" было ого-го! А еще некая "подружка", которая "сдала"; сленг-то какой - нет, это точно ПТУ! Но тогда почему "должно быть"?! И сама эта формулировка из Института благородных девиц - "ей теперь так стыдно"? Откуда эта авторша текста все-таки?

И кстати - почему поёт мужик? Может, это он и есть тот "парнишка"? Песня, в таком случае, некое воспоминание - "парнишка" вырос, вспоминает трагедии юности, пытается влезть в шкуру бывшей... э-эээ... возлюбленной (проклятое "должно быть", путает все карты!)

А в конце, после всех этих рефлексий на тему подружки (она ее сдала, а та за нее еще переживает - "наверно, ей сейчас стыдно" - вот что значит книжное воспитание!) - залихватское "Найду другого!" Так вроде ж уже нашла - иначе с чего вдруг парнишка рыдает в данный момент?? Получается, она уже ТРЕТЬЕГО собирается найти?! Еще одного? Ничего себе! Вот это героиня - понятно, почему парнишка в слезах, с такой оторвой наплачешься; эх, не повезло ему...

В общем, буря эмоций и невысказанных предположений, интересные характеры, неплохие возможные сюжеты, а главное - недосказанность и атмосфера загадки, тайны; вот что, оказывается, заложено в "халтурном" текстике Лагутенки! И именно поэтому на "Медведицу" летят, как мухи на мед, все исполнительницы со всего СНГ, особенно те, что с претензией на "умность". Где им еще предложат такую драматургию в песне?

Кстати - драматургия такого накала, что проступает везде, даже к примеру, в том кавере, который я привел в самом начале. 111 тыс. просмотров, между прочим. Парнишка (пока не в слезах, или уже отплакался) зажигает на гитаре - а девочка, чьим сильным голосом так восхищаются провинциальные ценители прекрасного - явно ведь оба раза спотыкается на коварной второй части куплета, где про "найду другого": такое коварство и даже можно сказать, разврат наша юная певица пока еще не в состоянии постичь - и потому все время сбивается. Так это мило смотрится...

В общем, что сказать - круто! Теперь, правда, я уже накрутил так, что опять сомневаюсь: да полно - неужто народ в своей массе все эти нюансы хоть как-то различает? Да ведь тексты вообще никто не слушает! Да ведь народ-глубинник - он вообще исключительно на рефлексах, они в жизни дай бог если две книжки прочитали, какой им китаизм и африканистика...

Но - никогда не надо думать о народе слишком дурно. "Баба, - как правильно усвоил тот же народ и сделал своим мемом, - она сердцем чует!" Все, о чем я написал выше, русская, по Бердяеву, Женская Душа, она же Баба - конечно, рационально не вычленяет - но ей и не надо: она ЧУЕТ. Чует, что текстик-то непростой. Там про жисть. Любовь, страсть, измена, все дела. И, главное, про свободу.

Вот, кстати - еще один, очень ведь нехарактерный, я б даже сказал, антискрепный посыл в песне. "Найду другого".

То есть как?! Это ж поперек всей русской песенной и вообще, я б сказал, лирической традиции. Мужика ж принято жалеть, страдать, переживать. А тут - нате вам: ни жалеть, ни сострадать жертве - а просто, да пошел он! Найду другого - чтобы не плакал и не обижался.

"По-нашему, это шок". Песня оказалась, видимо, прорывной еще и в этом смысле - она освобождает от обязательств перед мужчиной-жертвой. От вечной этой страдательной позиции в русском дискурсе. И заявляет АКТИВНУЮ позицию. Русская феминизация доступным языком. Чем и срывает напрочь крыши у дам (а главная аудитория у "Медведицы" - безусловно, женская, хотя б на зал посмотрите).

И именно его прозревает мятежный дух Мумия-Тролля (который сам Илья, безусловно, не контролирует). В припеве. Большая или Малая Медведица - это и есть Он, Русский Феминизм. Бессмысленный и беспощадный.


Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
"..Наши матери в шлемах и латах Бьются в кровь..." (с) Високосный год   (История реальная, фамилии изменены) "Свекровь" по итальянски – "суочера". Инга Шульц расшифровывала это как помесь "суки" и "сволочи". И, судя объективно, на то были ...
Джон Магуфули(John Magufuli), президент Танзании, исчез. Его не видели на публике уже несколько недель Оппозиция подозревает президента в госпитализации с «Covid19» либо в Кении, либо в Индии, хотя доказательств этого нет. Джон Магуфули решил провести проверку и выяснить, что не так ...
Собираем чемоданы. Когда где-то метет метель, дует противный февральский ветер ( не просто так февраль по-украински лютый) - у нас солнышко и бурно поперли цветочки. После ливней, просто все взорвалось от радости. Я обкромсала кумкват. Много веток, много плодов и все мелкие. Потом ...
БОРОДА от БО РОДА , то есть, буквально, «великолепие Бога Рода ». Корень БО со значением «красота, великолепие» сохранился во французских словах БО beau «красивый» и БОТЕ beaut; «красота», а также в английском БЬЮТИ beauty «красота». Буквально оба эти последние два слова означают ...
Стрелков рассказывает Проханову, как вооруженные силы РФ (он называет их "отпускники") спасли "Новороссию" в момент ее разгрома. Июнь, июль были самыми тяжёлыми. Если в апреле-мае всё шло по восходящей, то есть расширялась территория восстания, мы постепенно ставили под контроль на ...