Суперхит

топ 100 блогов sapojnik20.05.2023

Неделю назад несколько раз под настроение послушал "Мерещится" Ильи Лагутенко; с тех пор Ютуб мне каждый день подкидывает из своих закромов какие-то каверы на эту песню, с каждым разом все более диковинные. Воистину это странное даже не знаю что глубоко перепахала народное подсознание! Господи, кто только не пытается это петь. И совершенно невозможно понять - почему?! В чем секрет такой сногсшибательной популярности этого, с позволения сказать, произведения? Ведь, казалось бы, большего презрения к публике, небрежности и вообще откровенной халтуры трудно даже представить?!!

Песня состоит из единственного (!) куплета, который, чтобы у хита был хоть какой-то объём, просто перепевается второй раз после припева, вообще без каких-либо текстовых, интонационных и мелодических изменений. При этом сам "куплет" написан даже не "белым стихом", а вообще, по сути, в прозе, без никаких претензий на ритм и тем паче рифму.

В слезах парнишка - ему соврала я
немножко.
Сдала подружка, должно быть, ей сейчас так стыдно.
А мне что делать? Мне теперь не оправдаться!
Найду другого - чтобы не плакал
И не обижался!

И припев с совсем уж феерическим содержанием, не имеющий никакого отношения к куплету - зато почему-то уже с рифмой, причем довольно изысканной:

Мерещится - то ли Большая, то ли Малая
Медведица!

И тоже два раза.

Добавляет всему абсурда то, что песня написана от лица особы явно женского пола; поэтому в каверах ее обожают петь всякие популярные певицы - к примеру, Земфира (куча записей с Лагутенко), Дубцова, Дорофеева и прочие. Однако Илья Лагутенко - это ведь не поэт-песенник типа Ильи Резника; он-то писал песню для себя, сам ее и исполнял, с ним, собственно, она и стала хитом! Но почему в женском роде?!!

Мне кажется (мерещится), что "Медведицу" можно всегда приводить в пример, когда надо доказать, что все пособия "как написать хит" бессмысленны и никуда не годятся. Невозможно же представить "рекомендацию" в духе "пишите без рифмы, не соблюдая никакого размера, какую-нибудь странную бессмыслицу, а во втором куплете просто повторите ее еще разок; и в припев возьмите что-то уж совсем странное, скажем, из области астрономии, тоже повторите два раза - и всё, порвете все чарты!"

На самом деле крыть эстрадные хиты за бессмысленность и халтуру - занятие очень простое и легкое, этим каждый может заниматься, находя при этом вполне благодарную аудиторию, ведь "Родительский Комитет", осуждающий "современную молодежь" и "всеобщую деградацию", плюс непременное "а вот в наше время...!" - это наше всё.

Однако еще интереснее, по-моему, идти от противного, наоборот - попытаться понять, рассматривая вроде б совсем уж "пошлятину" - а почему ж она "выстрелила"?! Ведь пошлятину, халтуру и бредовые тексты выпускают все кому не лень тоннами - но из них становятся хитами и собирают миллионные просмотры единицы. Значит, что-то в них есть! Но что?! Как говорил в свое время мудрец Ларошфуко, "можно обладать массой различных достоинств - и не занимать высокого положения в обществе; но нельзя занимать высокое положение в обществе, не обладая хоть какими-то достоинствами".

Стало быть, достоинства есть и в "Медведице"; мне-то как раз сие довольно легко признать - ведь мне эта песня нравится, не зря я ее периодически слушаю. Но какие?! Вот этот вопрос ставит в тупик. Ни складу, ни ладу, дебильный припев...

Скажут - музыка. Ну да, без вопросов - жесткий, очень "роковый" ритм, в то же время очень танцевально; признаем, в музыкальном плане - отлично, хотя и простенько. Но слова - разве не должны отвратить? Еще раз "куплет", выложим вообще без претензий на "стих", а прозой, как он, собственно, и написан:

В слезах парнишка. Ему соврала я немножко. Сдала подружка! Должно быть, ей сейчас так стыдно... Но что же делать? Мне теперь не оправдаться... А, найду другого! Чтобы не плакал и не обижался.

Лично мне сразу бросилось в глаза, что при общей петеушной стилистике текста просто выпирает старорежимный оборот "должно быть", выдающий с головой диплом Дальневосточного госуниверситета у автора. Понятно, что в современном языке он почти полностью вытеснен "наверно", и никакие простые девчата так не говорят. Разве что девица какая-то очень "книжная", начитанная... Филологиня, может? Но почему такая оторва, как она всё успевает?! С другой стороны - успевал же сам Лагутенко: и отрываться, и написать дипломную работу «Развитие приграничной экономики между Россией и Китаем» на факультете востоковедения и африканистики?

А с другой стороны - может, в этом и секрет? Куплет в прозе - это ж целый нарратив получился; четыре строчки - а там целая история скрыта, фильм можно снять. Фантазия может работать во все стороны. Что это за "парнишка" такой чувствительный, чуть что в слезы? И соврала, причем "немножко" - о чем? Судя по тому, что парень аж плачет - видимо "немножко" было ого-го! А еще некая "подружка", которая "сдала"; сленг-то какой - нет, это точно ПТУ! Но тогда почему "должно быть"?! И сама эта формулировка из Института благородных девиц - "ей теперь так стыдно"? Откуда эта авторша текста все-таки?

И кстати - почему поёт мужик? Может, это он и есть тот "парнишка"? Песня, в таком случае, некое воспоминание - "парнишка" вырос, вспоминает трагедии юности, пытается влезть в шкуру бывшей... э-эээ... возлюбленной (проклятое "должно быть", путает все карты!)

А в конце, после всех этих рефлексий на тему подружки (она ее сдала, а та за нее еще переживает - "наверно, ей сейчас стыдно" - вот что значит книжное воспитание!) - залихватское "Найду другого!" Так вроде ж уже нашла - иначе с чего вдруг парнишка рыдает в данный момент?? Получается, она уже ТРЕТЬЕГО собирается найти?! Еще одного? Ничего себе! Вот это героиня - понятно, почему парнишка в слезах, с такой оторвой наплачешься; эх, не повезло ему...

В общем, буря эмоций и невысказанных предположений, интересные характеры, неплохие возможные сюжеты, а главное - недосказанность и атмосфера загадки, тайны; вот что, оказывается, заложено в "халтурном" текстике Лагутенки! И именно поэтому на "Медведицу" летят, как мухи на мед, все исполнительницы со всего СНГ, особенно те, что с претензией на "умность". Где им еще предложат такую драматургию в песне?

Кстати - драматургия такого накала, что проступает везде, даже к примеру, в том кавере, который я привел в самом начале. 111 тыс. просмотров, между прочим. Парнишка (пока не в слезах, или уже отплакался) зажигает на гитаре - а девочка, чьим сильным голосом так восхищаются провинциальные ценители прекрасного - явно ведь оба раза спотыкается на коварной второй части куплета, где про "найду другого": такое коварство и даже можно сказать, разврат наша юная певица пока еще не в состоянии постичь - и потому все время сбивается. Так это мило смотрится...

В общем, что сказать - круто! Теперь, правда, я уже накрутил так, что опять сомневаюсь: да полно - неужто народ в своей массе все эти нюансы хоть как-то различает? Да ведь тексты вообще никто не слушает! Да ведь народ-глубинник - он вообще исключительно на рефлексах, они в жизни дай бог если две книжки прочитали, какой им китаизм и африканистика...

Но - никогда не надо думать о народе слишком дурно. "Баба, - как правильно усвоил тот же народ и сделал своим мемом, - она сердцем чует!" Все, о чем я написал выше, русская, по Бердяеву, Женская Душа, она же Баба - конечно, рационально не вычленяет - но ей и не надо: она ЧУЕТ. Чует, что текстик-то непростой. Там про жисть. Любовь, страсть, измена, все дела. И, главное, про свободу.

Вот, кстати - еще один, очень ведь нехарактерный, я б даже сказал, антискрепный посыл в песне. "Найду другого".

То есть как?! Это ж поперек всей русской песенной и вообще, я б сказал, лирической традиции. Мужика ж принято жалеть, страдать, переживать. А тут - нате вам: ни жалеть, ни сострадать жертве - а просто, да пошел он! Найду другого - чтобы не плакал и не обижался.

"По-нашему, это шок". Песня оказалась, видимо, прорывной еще и в этом смысле - она освобождает от обязательств перед мужчиной-жертвой. От вечной этой страдательной позиции в русском дискурсе. И заявляет АКТИВНУЮ позицию. Русская феминизация доступным языком. Чем и срывает напрочь крыши у дам (а главная аудитория у "Медведицы" - безусловно, женская, хотя б на зал посмотрите).

И именно его прозревает мятежный дух Мумия-Тролля (который сам Илья, безусловно, не контролирует). В припеве. Большая или Малая Медведица - это и есть Он, Русский Феминизм. Бессмысленный и беспощадный.


Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Терем кузнеца Кириллова. Увидел такой дом на фото в интернете. Не мог не показать. Труда вложено что бы так построить и так украсить дом много. Уж точно хозяин и на диване не лежит плюя в потолок и водку неделями не попьет. Можно уважать мужика! ...
1973 год ...
Вчера решил прогуляться по Перевалке (район города Петрозаводска) пофотографировать одноэтажные деревянные дома, среди которых встречались раритеты еще дореволюционной постройки. Давно не бывал в этом районе, лет пять - точно.Был поражен, как он изменился за это время. Старые ...
я уже писал, что я на днях накачал себе бардов "евреев" в мой смарт ... и новиков был там же. я старый и потому накачал тех, кого не хватало послушать в молодости ... ну не было тогда интернета и барды были доступны отрывками на пленках ... новиков ... вики завидую молча. в ...
Каждая из нас когда-то вляпывалась в «не того» мужчину. Сидела пьяная в хлам, зареванная, без лифчика, на кухне. Спрашивала себя: «ЗА ЧТО?» Ощущала всем телом – слили. Стряхнули, как грязь с сапога. Однако, стоило присмотреться, и можно было  увидеть заранее «тревожные звоночки» ...