Судьба памятника.

топ 100 блогов kleomen07.03.2010  

В Петербурге огромное количество памятников.Но самая драмматическая история у памятника Александру III и она ещё не закончена.


Судьба памятника.


23.5 (5.6).1909 в центре Знаменской площади( теперь пл.Восстания) был открыт конный монумент Александру III.

Судьба памятника.   Судьба памятника.

Памятник Александру III вызвал в 1909 г. большой резонанс в прессе и шумные споры в обществе: одних он ужасал, шокировал, других приводил в восторг.

Судьба памятника.

 


Трубецкой изобразил Царя в парадной генеральской форме периода его правления, в сапогах, шароварах и папахе; он кулаком правой руки упирался в бедро, левой натягивал поводья тяжелого коня

 

Судьба памятника.

Скульптор прекрасно передал силу и характер Александра


Судьба памятника.


Вообще-то Император таким и был , отличался высоким (193 см) ростом, в юности он обладал исключительной силой — пальцами гнул монеты и ломал подковы, с годами сделался тучным и громоздким, но и тогда, по свидетельству современников, в его фигуре было что-то грациозное
С.Ю. Витте писал о нём : " по наружности — походил на большого русского мужика из центральных губерний, к нему больше всего подошёл бы костюм: полушубок, поддевка и лапти.


Но разразился скандал.Либеральная общественность издевалась.В народе ходила такая поговорка: “На площади комод, на комоде бегемот, на бегемоте обормот”.
 

Судьба памятника.


В.Я. Брюсов
на коне тяжелоступном,
В землю втиснувшем, упор копыт,
В полусне, волненью недоступном,
Недвижно, сжав узду, стоит, -

Другая часть  общества  называла  памятник мировым шедевром, визитной карточкой города наряду с "Медным всадником " Фальконе. Сравнивая оба памятника , они обращали внимание , что образ императора у Трубецкого  выполнен на контрасте с фальконетовским. Контраст имеет смысл : Россия уже не "поднята на дыбы".Россию покоя, устойчивости и силы символизирует этот тяжело сидящий на покорном коне всадник.

 Судьба памятника.

Наступил 1917 год. Знаменская площадь стала местом постоянных демонстаций и митингов.
 
Судьба памятника.
 
Вот как описывал А.И.Солженицин Знаменскую площадь в марте 1917-ого в "Красном колесе":

На Знаменской площади длился теперь уже непрерывный митинг: менялась толпа, менялись ораторы, а митинг продолжался. И всё — вокруг памятника Александра Третьего.

Несоответственней и придумать нельзя, чем эта прочная, несдвигаемая и безучастная фигура императора, на богатырском замершем коне с упёрто-опущенной головой. Вокруг — высокие металлические фонарные столбы. И близко сзади — пятиглавая церковушка.

Ораторов и не слышно от гула и от «ура». Вся площадь полна, и у вокзала, и по обеим сторонам Лиговки — казаки и конные городовые. То полицейский чин, обнажив шашку, кричит: «Разойдись! Разгоню!» Толпа не верит, не движется. Пристав махнёт шашкой казакам: «Разгонять!» Те, с хмурыми лицами, наезжают не всерьёз — толпа перетекает, съехали — и на старом месте. А то и конные городовые с саблями наголо поскачут на толпу — та мечется, зажата, — а никого не ударили.

Никто не знает, что с толпой делать.
Судьба памятника.


 Памятник  Александру  на много лет  стал объектом издевательств.  Монументы другим царям для этого не годились, они воспринимались как далёкое прошлое.   Памятник Александру стал  подходящим " символом царской власти". 

 

 Судьба памятника.
 

Судьба памятника.

 В 1919 году на пьедестале было выбито четверостишие Д.Бедного и над ним надпись :

Мой сын и мой отец при жизни казнены,
А я пожал удел посмертного бесславья,
Торчу здесь пугалом чугунным для страны,
Навеки сбросившей ярмо самодержавья
.

 

Поглумившись вволю, большевики памятник в 37-м году сняли.
 

Судьба памятника.

 
В отличие от многих других, этому монументу повезло: он не был переплавлен, его отправили на хранение в Русский музей, где он и простоял долгое время во дворе.
 

 
Судьба памятника.
 

В начале войны сотрудники Русского музея вырыли глубокую яму для захоронения памятника Александру III, но не смогли опустить в неё тяжёлую бронзовую скульптуру. Тогда они стали вёдрами и мешками носить песок с барж, стоящих на Мойке. Им удалось засыпать статую песком, обшить досками и сверху укрыть брёвнами.
И что же? Памятник Александру III оказался единственной в Ленинграде скульптурой, получившей прямое попадание артиллерийского снаряда.
Но укрытие выдержало
(Синдаловский Н.А.  "Легенды Санкт-Петербурга")

В конце 1990- х конный монумент Александру III был установлен во дворе  Мраморного дворца.

Судьба памятника.



Прошло время и теперь  монумент  называют  незаурядным и в определенном смысле даже уникальным явлением в мировой монументальной пластике.

Два года назад спор о возвращении монумента на историческое место не привёл к результату. Впрочем, это хорошо. Мне кажется возвращение на прежнее место  невозможным и лишённым смысла. Перенос  обелиска  в честь ВОВ  выглядел бы дикостью.

Николай Романович РОМАНОВ, президент объединения членов семьи Романовых:
   — Конечно, памятники лучше оставлять там, где их первоначально поставили. Но здесь речь идет об обелиске в честь Победы, и его нельзя сдвигать — я стою за это раньше всего. Если бы фашисты вошли в Петербург, они бы все уничтожили, и памятники в том числе. С другой стороны, памятник Александру III — это прекрасная работа знаменитого скульптора Трубецкого, и если есть возможность поставить его куда-нибудь на видное место в центре города — это надо использовать. Найти приличное место в Петербурге, я думаю, можно. Например, на Манежной площади, где раньше стоял уничтоженный конный памятник моему прадеду великому князю Николаю Николаевичу. http://www.novayagazeta.spb.ru/2008/25/1

Как вы думаете , есть  в городе другие места,  куда можно было вернуть памятник Александру Третьему? (ну естественно когда кризис закончиться ).

Конюшенная  площадь,
перед Крюковскими казармами на пл. Труда,
Сенная площадь (на месте башни мира)? 
Где ?
____________________________________________________________________________

 Судьба памятника. Судьба памятника.
подготовка к установке на Знаменской площади.

Судьба памятника.

Судьба памятника.

Судьба памятника.

Судьба памятника.           Судьба памятника.  1930


 

 

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Сильнейшие кадры Арсения Котова из артёмовского Дома культуры им. Евгения Мартынова, взорванного врагом при отступлении. Здание 1902 года, перестроенное в 1926. Выстояло. Самое главное в нём - сохранилось, и оно - на фото. Очень символично: и муза, и Пушкин, и сходство линий античной вазы ...
Дисклеймер: ниже не хайп. Ниже маленькая месть на бред про "Россия напала на Израиль". Нонче я буду клепать теворию… Кхм, не мой стиль. Итак, версия. Почему в Израиле всё идёт так, как идёт. Многие пишут про «хитрый план», «новый Перл Харбор», «двухходовку». Мол евреи сами ...
Постараемся быстренько. Заказываем до 30,11,13. Закупка у Art Vip cards. Есть желающие? Открытки квадратные, 14*14 см, обратная торона  такая . Ассортимент: * открытки, которые есть в наличии цена 3грн при заказе более 500 открыток и 2,75 при заказе более 800 открыток =) * ...
Стейки лосося запечённые в фольге. Картофель гриль в пряных травах и специях. Всё из духовки. Дольки лимона.  Предполагалось, как обед. Но... если с бокалом сухого розового ...
делаю свадьбы по воскресеньямза 1 рыблик или 500 ...