Судьба памятника.
kleomen — 07.03.2010В
Петербурге огромное количество памятников.Но самая драмматическая
история у памятника Александру III и она ещё не закончена.
23.5 (5.6).1909 в центре Знаменской
площади( теперь пл.Восстания) был открыт конный монумент
Александру
III.
Памятник Александру III вызвал в 1909 г. большой резонанс в прессе и шумные споры в обществе: одних он ужасал, шокировал, других приводил в восторг.
Трубецкой изобразил Царя в парадной
генеральской форме периода его правления, в сапогах, шароварах и
папахе; он кулаком правой руки упирался в бедро, левой натягивал
поводья тяжелого коня
Скульптор прекрасно передал силу и характер
Александра
Вообще-то Император таким и был , отличался высоким (193 см)
ростом, в юности он обладал исключительной силой — пальцами
гнул монеты и ломал подковы, с годами сделался тучным и громоздким,
но и тогда, по свидетельству современников, в его фигуре было
что-то грациозное
С.Ю. Витте писал о нём : " по наружности — походил на большого
русского мужика из центральных губерний, к нему больше всего
подошёл бы костюм: полушубок, поддевка и лапти.
Но разразился скандал.Либеральная общественность
издевалась.В народе ходила такая поговорка: “На площади комод, на
комоде бегемот, на бегемоте обормот”.
В.Я. Брюсов
на коне тяжелоступном,
В землю втиснувшем, упор копыт,
В полусне, волненью недоступном,
Недвижно, сжав узду, стоит, -
Вот как описывал А.И.Солженицин Знаменскую площадь в марте 1917-ого в "Красном колесе":
На Знаменской площади длился теперь уже непрерывный митинг: менялась толпа, менялись ораторы, а митинг продолжался. И всё — вокруг памятника Александра Третьего.
Несоответственней и придумать нельзя, чем эта прочная, несдвигаемая и безучастная фигура императора, на богатырском замершем коне с упёрто-опущенной головой. Вокруг — высокие металлические фонарные столбы. И близко сзади — пятиглавая церковушка.
Ораторов и не слышно от гула и от «ура». Вся площадь полна, и у вокзала, и по обеим сторонам Лиговки — казаки и конные городовые. То полицейский чин, обнажив шашку, кричит: «Разойдись! Разгоню!» Толпа не верит, не движется. Пристав махнёт шашкой казакам: «Разгонять!» Те, с хмурыми лицами, наезжают не всерьёз — толпа перетекает, съехали — и на старом месте. А то и конные городовые с саблями наголо поскачут на толпу — та мечется, зажата, — а никого не ударили.
Никто не знает, что с толпой делать.
Памятник Александру на много лет стал
объектом издевательств. Монументы другим царям для этого
не годились, они воспринимались как далёкое прошлое.
Памятник Александру стал подходящим " символом царской
власти".
В 1919
году на пьедестале было выбито четверостишие Д.Бедного и над ним
надпись :
Мой сын и мой отец при жизни
казнены,
А я пожал удел посмертного бесславья,
Торчу здесь пугалом чугунным для страны,
Навеки сбросившей ярмо самодержавья.
Поглумившись вволю, большевики памятник в 37-м году сняли.
В отличие от многих других, этому монументу повезло: он не был
переплавлен, его отправили на хранение в Русский музей, где он и
простоял долгое время во дворе.
В
начале войны сотрудники Русского музея вырыли глубокую яму для
захоронения памятника Александру III, но не смогли опустить в неё
тяжёлую бронзовую скульптуру. Тогда они стали вёдрами и мешками
носить песок с барж, стоящих на Мойке. Им удалось засыпать статую
песком, обшить досками и сверху укрыть брёвнами.
И что же? Памятник Александру III оказался единственной в
Ленинграде скульптурой, получившей прямое попадание артиллерийского
снаряда.
Но укрытие выдержало
(Синдаловский Н.А. "Легенды Санкт-Петербурга")
В конце 1990-
х конный монумент Александру III был установлен во дворе
Мраморного дворца.
Прошло время и теперь монумент называют
незаурядным и в определенном смысле даже уникальным явлением
в мировой монументальной пластике.
Два года назад спор о возвращении монумента на историческое место
не привёл к результату. Впрочем, это хорошо. Мне
кажется возвращение на прежнее место невозможным и
лишённым смысла. Перенос обелиска в честь ВОВ
выглядел бы дикостью.
Николай Романович РОМАНОВ, президент объединения членов семьи
Романовых:
— Конечно, памятники лучше оставлять там, где
их первоначально поставили. Но здесь речь идет об обелиске в честь
Победы, и его нельзя сдвигать — я стою за это раньше всего. Если бы
фашисты вошли в Петербург, они бы все уничтожили, и памятники в том
числе. С другой стороны, памятник Александру III — это прекрасная
работа знаменитого скульптора Трубецкого, и если есть возможность
поставить его куда-нибудь на видное место в центре города — это
надо использовать. Найти приличное место в Петербурге, я думаю,
можно. Например, на Манежной площади, где раньше стоял уничтоженный
конный памятник моему прадеду великому князю Николаю
Николаевичу. http://www.novayagazeta.spb.ru/2008/25/1
Как вы думаете , есть в городе другие места, куда можно
было вернуть памятник Александру Третьему? (ну естественно когда
кризис закончиться ).
Конюшенная площадь,
перед Крюковскими казармами на пл. Труда,
Сенная площадь (на месте башни мира)?
Где ?
____________________________________________________________________________
подготовка к установке на Знаменской площади.
1930