Судьба барабанщика

-- Зачем об этом нужно говорить! - возмущенно сказала эта пожилая дама.
Заметьте, это очень прогрессивная пожилая дама - она допускает мысль о том, что советская историография и мифология не всегда представляли действительность такой, какой она была. Но пожилая дама оправдывает это.
-- Зачем смешивать божий дар и яичницу!
При этом подразумевается, что божий дар - это собственно божий дар пера и чувства, которым несомненно обладал писатель, а яичница - нелицеприятные подробности его биографии, которые надобно скрывать.
И невозможно ей объяснить, что все грани человека должны быть видны, чтобы он был живым, а не лубошным, образом. Что талант писателя не стал меньше, просто смотришь на его творчество иначе, когда знаешь результатом каких огромных грехов, ошибок и мук были его добрые Чук и Гек, и какой ценой они дались...
И невозможно объяснить, что вот этот советский миф о гайдаре - малолетнем командире полка, что мчится впереди и рубит врагов шашкой - ведь на самом деле он ужасен, он отвратителен, он противен природе человеческой и основному инстинкту - защищать детеныша от опасности, от гибели, противен социальному инстинкту охранять подростка от его же собственных страстей...
И юный гайдар, что скачет впереди и рубит шашкой налево и направо должен ведь вызывать жалость, сострадание и страх, а не восхищение.
Ведь такие чувства вызывают африканские дети-солдаты - у них в руках автомат калашникова, а не шашка -- их худые ноги в камуфляжных шортиках вызывают жалость, а безумный взгляд очень юного человека, еще не способного к самоконтролю, но готового на безумства, вызывает страх - страх за себя, страх за них...
Помните седого мальчика с лицом старца из "Иди и смотри" - вот он реальный образ подростка на войне, не мифологический.
И не важно за правое ли дело он воюет - невыносимый груз убивает душу. И только талантливый человек может после этого "Чука и Гека" написать...
...Может какой-нибудь африканский мальчик тоже смог бы стать детским писателем. Только он писать не умеет...
"И когда Он снял четвертую печать, я слышал голос четвертого животного, говорящий: иди и смотри.
И я взглянул, и вот, конь бледный, и на нем всадник, которому имя «смерть»; и ад следовал за ним; и дана ему власть над четвертою частью земли — умерщвлять мечом и голодом, и мором и зверями земными".
Мир всем!
|
</> |