Суд по МН17: засекреченные свидетели под номерами и компромисс для
diana_mihailova — 12.03.2020В судебном комплексе “Схипхол” 9 и 10 марта 2020 года состоялись два судебных заседания по делу МН17. Суд объявил перерыв до 23 марта. Во время второго заседания тройка нидерландских прокуроров много говорила о свидетелях сбития пассажирского самолета рейса МН17 над оккупированной частью Донбасса 17 июля 2014 года. В частности, речь шла о больших рисках и опасности для тех, кто давал показания. Вся личная информация о свидетелях, которые проходят по делу о катастрофе, засекречена. Вместо имен и фамилий – буквы и номера. Итак, что рассказали свидетели про “Бук”, который уничтожил пассажирский самолет рейса МН17 из Амстердама в Куала-Лумпура? Сколько “Буков” Россия доставила на Донбасс?
ЗАЩИТА СВИДЕТЕЛЕЙ
Слушания проходят в крупнейшем зале судебного комплекса “Схипхол” – D. В нем продумано все. От удобных черных кресел с подголовиями до столов-трансформеров, которые во время выступления судей, прокуроров и адвокатов за считанные минуты превращаются в трибуны. Так, после трансформации своего места нидерландский прокурор Тайс Бергер взялся рассказывать о результатах расследования и важных подробностях дела. Расследование относительно МН17 продолжалось в рамках Международной совместной следственной группы (JIT). Одновременно к нему присоединились 5 стран-участниц JIT: Нидерланды, Украина, Австралия, Бельгия и Малайзия. Каждая изучала доказательства, проводила расследования, экспертизы, допросы свидетелей и делала свои выводы относительно трагедии, которая унесла жизни 298 человек. Главная задача Международной совместной следственной группы – координация, обмен информацией и, главное, неразглашение информации, которая может навредить следствию.
“Было обработано много видео из открытых источников, исследованы телефонные разговоры”, – отметил во время своего выступления нидерландский прокурор Тайс Бергер.
Особенно придирчиво относились к фото и видео с изображением ЗРК “Бук”. Ряд экспертов изучал происхождение этих материалов.
“Расследование получило доказательства того, что ракета была запущена именно из системы “Бук” недалеко от пгт Первомайское”, – сказал в суде Бергер. И есть свидетели, которые подтверждают, что именно “Бук” сбил МН17.
“Свидетели оказались перед большими рисками. И мы должны обеспечить их защиту, чтобы они могли дать показания без угрозы их жизни и здоровью. Это также касается тех свидетелей, родственники которых живут на оккупированных территориях”, – подчеркнул нидерландский прокурор.
Он подчеркнул, что на оккупированных территориях происходят многочисленные нарушения прав человека. “Один из свидетелей сказал нам, что переживает за свою безопасность, что вооруженные люди дважды наведывались к нему, делали снимки. Поэтому ему пришлось покинуть свое место жительства”, – рассказал прокурор.
По его словам, некоторые свидетели заявили, что боятся угрозы со стороны РФ, в частности, российских спецслужб, боятся, что их могут убить. Поэтому они пожелали свидетельствовать анонимно.
В свою очередь одна из трех нидерландских прокуроров в суде Деди Вуй-а-Цой во время выступления объяснила: “Мы также для защиты говорим о свидетелях в мужском роде. Поэтому, если мы говорим о свидетеле "он", это также может означать, что свидетель – женщина”.
Она привела ряд примеров, почему нужна конфиденциальность и во время допроса свидетелей стороной защиты. Речь идет об адвокатах одного из четырех подозреваемых – подполковника ГРУ РФ Олега Пулатова, который изъявил желание присоединиться к судебному процессу. Конечно, что он, так же, как и тройка остальных подозреваемых: бывший офицер ФСБ, бывший так называемый министр обороны так называемой "ДНР" Игорь Гиркин (Стрелков); генерал, а во время сбития самолета – полковник ГРУ генерального штаба вооруженных сил РФ, глава так называемой "ГРУ ДНР" Сергей Дубинский и Леонид Харченко, который воевал на стороне так называемой "ДНР", на слушания 9 и 10 марта не явились.
Интересы Пулатова представляют нидерландские адвокаты Сабина тэн Дуссхате и Баудевейн ван Эйк, которые сотрудничают с российской коллегой Еленой Кутьиной. Защитники Пулатова хотят, чтобы имена были известны – мол, как иначе можно верить таким показаниям.
Нидерландский прокурор Деди Вуй-а-Цой подчеркнула, что, как вариант, защита может задать вопрос свидетелям в письменной форме. Она также объяснила, почему свидетели должны быть защищенными и вместо имен у них номера и буквы. Например, свидетель С21 был подчиненным подозреваемого Леонида Харченко и был привлечен к транспортировке комплекса “Бук”. А свидетель М58 рассказал о людях, которые присутствовали на месте запуска ракеты.
РОССИЙСКИЕ “БУКИ”
На суде также стало известно, что Россия отправила на неподконтрольную территорию Украины не один зенитно-ракетный комплекс “Бук”. Первый “Бук” не доехал до места назначения, потому что сломался. Поэтому ему на замену отправился второй. “Было две ракетные установки "Бук": первая, которая сломалась, а затем вторая, которая сбила MH17.
Стоит также отметить, что, исходя из опубликованных перехваченных разговоров, Россия, похоже, была намерена отправить еще один “Бук” вместе с тем, который сбил МН17”, – сказал в комментарии корреспонденту Укринформа в Гааге основатель международной группы журналистов-расследователей Bellingcat Элиот Хиггинс. То есть, РФ планировала перебросить на Донбасс три зенитно-ракетных комплекса “Бук”. Но из-за того, что у боевиков не было возможностей для транспортировки, границу пересек только один, которым сбили МН17.
“Первый прибыл за несколько дней до того, как MH17 был сбит, но он сломался и вернулся в Россию. Тогда Россия пыталась отправить еще два - в ночь на 17 июля, но только одна установка пересекла границу, потому что не хватало автотягачей для транспортировки “Бука”, – объяснил Хиггинс.
КОМПРОМИСС ДЛЯ ПУЛАТОВА
Подозреваемый подполковник ГРУ РФ Олег Пулатов, которого в суде представляют два нидерландских адвоката, выступил против засекречивания имен свидетелей. Очевидно, что он обеспокоен и хочет знать – кто рассказал о транспортировке ЗРК “Бук”, точнее “Буков”. Тем временем прокуратура Нидерландов хочет получить показания Пулатова. Об этом в зале суда заявил один из трех нидерландских прокуроров. Он предложил несколько вариантов. В частности, Пулатов может приехать в Нидерланды, чтобы свидетельствовать в суде. Другой возможный вариант, по словам прокурора – дать показания в России представителям нидерландской стороны.
“Если суд решит, что до июня мы должны допросить Пулатова, то есть два логических варианта. Его можно допросить или в РФ, или здесь во время судебного разбирательства. А еще можно использовать видеосвязь”, – сказал нидерландский прокурор Тайс Бергер.
Он также подчеркнул: если Пулатов приедет в Нидерланды на суд как свидетель, то ему гарантируют безопасность. “Если Пулатова вызовут как свидетеля, то статья 12 параграф 1 Европейской конвенции о взаимопомощи говорит: если он предстает перед судом как свидетель, то не может быть арестован. Если же Пулатов решит выступить как ответчик, то его нельзя будет вызвать как свидетеля и дать гарантии. Свидетелю мы можем гарантировать защиту от ареста”, – объяснил нидерландский прокурор.
Трех других фигурантов дела МН17 – Игоря Гиркина, Сергея Дубинского и Леонида Харченко – также призвали объяснить свои заявления относительно катастрофы.
В частности, в одном из интервью Харченко заверил, что не причастен к сбитию самолета, однако доказательства говорят о его причастности к развертыванию комплекса “Бук”.
Дубинский тоже “должен многое объяснить”. Например, спустя месяцы после сбития MH17 стало известно о его причастности к катастрофе. Дубинский подтвердил, что его голос можно услышать в разговорах о сбитии МН17, но потом отрицал, что знал об этом.
“Теперь у него есть возможность объяснить, как мы должны понять эти разные заявления”, – подчеркнул нидерландский прокурор Тайс Бергер.
Судебный комплекс "Схипхол" для рассмотрения дела MH17 был зарезервирован на год. Согласно предварительному графику, слушания должны проходить с 9 по 13 марта, с 23 по 27 марта, с 8 июня по 3 июля, с 31 августа по 13 ноября 2020 года и с 1 февраля по 26 марта 2021 года.
Но после двух дней судебных заседаний в процессе объявили перерыв. “Перерыв объявлен до 10:00 23 марта”, – сказал председательствующий судья Хендрик Стейнгаюс. Одна из причин – просьба адвокатов Пулатова.
“Нам нужно подробно изучить материалы дела. Мы не можем дать своей оценки поднятым прокуратурой вопросам по состоянию на сегодня. Тот объем работы, который должна обработать защита, он недооценен. Нам нужно изучить 36 тысяч страниц”, – отметила адвокат Пулатова Сабина тэн Дуссхате из нидерландской юридической фирмы Sjöcrona Van Stigt.
В свою очередь адвокаты родственников погибших в катастрофе MH17 заявили о желании получить полный доступ к материалам дела, чтобы заявить позицию своих клиентов.
Ирина Драбок, Гаага
|
</> |