Суд над Юлией Тимошенко: политические преследования или законные действия
Сообщество "Back in the USSR" — 28.06.201125-26 июня украинцы в прямом эфире наблюдали трансляцию суда над экс-премьером Юлией Тимошенко. Она получила бесплатные эфиры и миллионы украинцев, следящих у экранов телевизоров за процессом. Суд над Юлией Тимошенко — это политические преследования или действия в рамках закона? Доведут ли до конца криминальное дело, посадят ли Тимошенко? Старт судебного марафона «Украина — Юлия Тимошенко» прокомментировали эксперты ИА REX.
Юрий Юрьев — политконструктор (Одесса):
Тимошенко — талантливее многих. Она смогла убедить Рургаз и Газпром работать через ЕЭСУ; она уцелела при крахе Лазаренко и чуть не свергла Кучму; она использовала идеи Табурянского о возврате вкладов Сбербанка и зачла долги Украины создателям УССР по Сбербанку в виде зачёта оплаты коммунальных услуг, и тотчас же после этого развернула систему предвыборных штабов на «энтузиастах», получив рекордные 30% мест в парламенте от искренне благодарного народа. А сама идея суда присяжных совсем не нова, суд присяжных работает и в США и в России, являясь одной из главнейших ветвей народовластия, наряду с исполнительной и законодательной властью. Более того, эта идея активно обсуждалась, например, судьёй Василенко, экс-министром Луценко, адвокатом Монтян, аж в 2000 году, параллельно с акцией «Украина без Кучмы». Причём «укропатриоты» в тот момент рассуждали по принципу «Украина понад усе», включая «понад» народного суда присяжных. А поскольку русофилы упрекали их в стремлении к власти и наживе, а не демократии, заодно со «штатовскими» покровителями, то «укропатриоты» с 2000 года вообще решили умертвить тему «суда присяжных», что мы видим и по сей день.
И теперь, когда беспредел уголовных дел добрался до самих укропатриотов, они вопиют: «Хотим суда присяжных!». А что им мешало с 2005 года, когда они были у власти? Что мешало Штатам финансировать не деградацию Украины, а народовластие в Украине по примеру самих США? Они сами себе и мешали. Они сами сковали себе золотые цепи, привязавшись к западным банкам, а не к той демократии, что могла бы их и понять, и оправдать и спасти. А банкам выгодно, чтобы фюреры и ростовщики периодически менялись местами за решёткой, их вклады ведь остаются в банках, а при революсионах или холокостах — остаются навсегда. А учитывая уровень морали в тех банках, не удивлюсь, если всякие «банановые республики» столетиями существуют не только для откачки бананов, но и для откачки денег туземцев, причём не для их наследников. Как спастись от такой судьбы? Только защитой своего же народа. Как получить защиту своего же народа? Получить от него доверие, при необходимости — и методом состязательного правосудия с участием суда народных же присяжных.
Александр Пелин — политолог и философ (Ужгород):
Суд над Тимошенко в прямом эфире — попытка оказать давление на решение суда общественностью. Не случайно, что это происходит на 5 канале.
Сергей Сибиряков — координатор международной экспертной группы ИА REX:
Это, так называемое «преследование» — вполне традиционное для нас следствие смены у власти одной команды другою — ...говоря словами персонажа из любимого всеми фильма «Свадьба в Малиновке», Снимай сапоги! Власть переменилась! Помните картину Василия Сурикова «Меньшиков в Берёзове»? Второй человек Российской империи с семьёй грустит о прошлом в крестьянской избе глухого сибирского села. А кого-то на плаху посылали или в монастырь.
В демократической Франции времён Робеспьера для ротации элит использовали гильотину. И особо никто не напрягался в поисках доказательств вины экс-фаворитов.
Бесспорным позитивом нынешних «преследований» есть то, что впервые команда победителей в качестве обвинений своих предшественников апеллирует не красивыми политическими заявлениями, а результатами АУДИТОВ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДЫДУЩЕЙ КОМАНДЫ, КОТОРЫЕ ЗАДОКУМЕНТИРОВАЛИ РАЗМЕР УЩЕРБА ГОСУДАРСТВЕНОЙ КАЗНЕ. — Главная контрольно-ревизионная служба Украины называет сумму 12 млрд долларов. По данным международного аудита эта сумма составляет $6 млрд.
Результаты упомянутых аудитов дают украинской власти юридическое право обвинять своих предшественников.
На аналогичный вопрос посла США в Украине Теффта наш президент просто передал справку, из которой следовало, что в настоящее время уже доказано финансовых злоупотреблений (хищений, нецелевого использования, сомнительных операций) со стороны Юлии Тимошенко и её команды на сумму 6,2 млрд долларов США.
При этом выразил готовность лично ходатайствовать о послаблении репрессий для оппозиции, в обмен на услугу, в результате которой убытки казны Украины от деятельности нынешней оппозиции будут возмещены. А именно: США является одним из фактических распорядителей МВФ, и если руководство США добьётся от МВФ списания с Украины тех самых 6,2 млрд долларов, то президент Украины, в свою очередь, исходатайствует у генерального прокурора послабление для репрессируемых.
Ключевое здесь то, что нельзя говорить о Законе в чистом виде — решения о соответствии или, наоборот, о несоответствии требованиям Закона принимают люди (закон — что дышло: куда повернул, туда и вышло).
Она имеет политический рейтинг, любое преследование может привести к его росту.
Арестовать Юлию Тимошенко украинские власти не решатся из опасения: ослушаться партнеров из Евросоюза и США, которые поставили Киеву определенные условия в отношении Тимошенко; перед «эффектом жалости» со стороны избирателей, который может привести к росту электорального рейтинга Тимошенко в случае её «посадки»; что придётся отвечать через некоторое время и самим пострадать за уголовное преследование Тимошенко; а главное — лидер новой оппозиции может оказаться ещё более опасным, чем Тимошенко.
Следует отметить, что Тимошенко хорошо знает принципы работы бюрократического и государственного аппарата, когда методом коллегиального принятия того или иного решения по многим уровням снимается фактическая ответственность с одного лица — министр выполняет требования постановления или распоряжения правительства в целом, а не личное указание премьера. Точно так и премьер может сказать — это не моя прихоть — это решение Кабинета министров Украины, принятое и оформленное с соблюдением установленных требований.
Есть большая вероятность, что отдельные указания, распоряжения отдавались устно в одном кабинете, визы ставились исполнительными службами позднее, постановления якобы принятые на заседаниях КМУ, на самом деле могли и не выноситься на обсуждение,...а возможно принимались в спешке, без предварительной детальной отработки отдельными ведомствами.
В результате крайними оказывались те, кто присутствовал на голосовании и голосовал, а не «тот, кто организовал именно такое голосование», чтобы прикрыть себя старым способом, мол «слово к делу не пришьёшь». Нет документальных подтверждений её личных нарушений — нет и прецедента. Она это хорошо знала изначально, поэтому для неё важно было иметь под собой команду беспрекословных исполнителей.
Суд по «делу Тимошенко» будет изматывающим, сегодня Юлия Владимировна уже не активный участник оппозиционных движений. Процесс протянется вплоть до парламентских выборов осенью 2012 года. Но позитивным можно считать то, что после смены власти аналогичные процессы будут запущены против действующей власти. Таким образом, население будет информировано о преступных действиях обеих команд, борющихся за власть.