"Субстанция" : это так плохо, что даже хорошо!


Ну вот, дозрели мы и до этого «боди-хоррора», или, как его именуют в сети — тошнотворно-прекрасной «Субстанции». Фильм не простой: он - победитель Каннского кинофестиваля 2024 года в категории «Лучший сценарий». Три страны поучаствовали в его создании: фильм совместного производства Франции, Великобритании и США. Главные роли исполнили Деми Мур и Маргарет Куолли. Шикарные характеристики, да?
И знаете, на что я купилась? На рецензии в духе — «Это очень натуралистично, очень страшно, это в духе доктора Джекилла и мистера Хайда, это молодая сущность, которая съедает старую». Заинтересовало, мистика же! А теперь честно вам скажу: король — голый! То есть фильм откровенно трешовый, и я бы ни дала за него ни одной награды. Почему? Давайте разбираться.

И не нужно мне говорить, что дескать, это важный и страшный фильм — проблема человека, вышедшего на пенсию, который хочет вновь пережить свою молодость и готов ради этого на инновационное средство, которое в финале превратит его в чудовище. Да, это примерно то, что они хотели донести до зрителя. Идея как идея, могла бы быть интересной, а исполнение?
Сценарий только в самом начале имеет какую-то живую составляющую, когда мы видим немолодую голливудскую звезду Элизабет Спаркл ( Дэми Мур), ведущую фитнесс-шоу по ТВ. Она вышла в тираж, и её передачу продюсер Харви (Дэнис Куэйд) хочет оставить в проекте без неё, с молодой ведущей. А Элизабет, попавшей в аварию, молодой врач рекомендует инновационный препарат «Субстанция», который его по уверению, вернёт ей «лучшую версию самой себя» — на одну неделю, если вторую неделю она останется собой прежней. То есть по сути, тело её раздвоится на старое и молодое, и каждое будет жить своей жизнью, восстанавливаясь за счёт какой-то питательной жижи. Пока — сценарий неуловимо напоминает доктора Джекилла и мистера Хайда, за исключением того, что Хайда доктор научился добывать из себя сам. Так из старой Элизабет получается молодая красотка Сью ( Маргарет Куоли). Красотка ли, это вопрос предпочтений. По мне, девица жуткая и напоминает зайца с его передними резцами. Ну и да, кроме «Сью» мы ничего о ней не узнаем, фамилии у неё не будет... уж не Мэри Сью ли это?

Что нам с того, что это дочь легендарной Энди Макдауэлл? По мне, на маму дочка непохожа, но тут самая большая проблема, что она непохожа на саму Элизабет. Вот в недавно просмотренных пятых «Пиратах» молодого Джека Воробья играет не Джонни Дэпп, а Энтони де ла Торре, и он похож на Дэпа. А здесь — это не «мистер Хайд», потому что там Джекилл выделял свою злую сущность, и непонятно, почему не взяли девицу, в которой Дэми могла бы увидеть молодую себя. Может, потому героиня и не может воспринимать эту Сью как свою часть — молодая хочет подольше задержаться молодой, а старая начинает воевать с молодой. Собственно, это то, что следует знать о сценарии, получившем такую награду.

Здесь, наверное, уже понятно, что молодая версия — Сью — заменит на ТВ старую Элизабет и продолжит её шоу. И её туда сразу возьмут, прямо без документов и фамилии, красиво засняв это сомнительное лицо на плакате и сто раз показав нам молодую подтянутую задницу, исполняющую аэробические трюки. Ну и — многих как раз возмутил этот факт: мол, Элизабет получила вторую молодость, на что она тратит её — на пустое шоу по ТВ? Для меня это как раз является хоть какой-то привязкой фильма к реальности: каждый человек делает то, что умеет делать лучше всего, и получив вторую молодость, Элизабет пытается урвать ещё славы и денег. Тем более, что ничего другого в её жизни нет: судя по всему, у неё нет семьи, нет детей, нет даже особых увлечений.

Есть один интересный момент фильма, где Элизабет в своей старой версии собирается на свидание к однокласснику — и не может пойти, потому что видит перед окном плакат с этой молодой Сью, сравнивает себя с ней, и понимает, что она уже не такая...Но справедливости ради: это один момент на весь фильм.

За что критикую фильм я? Он — очень неглубокий, наполненный трешем в стиле «туалетных монстров», и герои у него — такие же картонные. Вот что мы знаем об Элизабет, кроме того, что её отправляют на пенсию? Да ничего...была оскароносная актриса, вела шоу на ТВ, состарилась — и всё. Ей важно продолжать свою карьеру, и она ради этого согласна на всё. Что мы знаем о «мистере Хайде» — этой Сью? Да ещё меньше, исключая даже фамилию: пустая картонная девчонка, которая тратит своё время на виляние задницей и молодых любовников, всё время разных. Кому-то это кажется глубиной образа, мне — его полным отсутствием. Ко всему, когда этой странной мордашкой люди повально восхищаются — ну, это, как минимум, странновато))

Что мы знаем об организации, предложившей Элизабет «Субстанцию»? Да вообще ничего...сначала ей подсовывает флешку симпатичный санитар в больнице, и говорит, что она им подходит. И Элизабет сразу им верит, как только видит, что её увольняют с работы. Дальше она смотрит рекламу на флешке и звонит по телефону — ей сообщают странный адрес. Элизабет едет по нему, видит какую-то трущобу, где дверь открывается на 30 см. от пола, пролезает в щель, находит ячейку и получает, собственно, коробочку с «Субстанцией». Кто, зачем и с какой целью проводит такой эксперимент, остаётся за кадром. Как проводится контроль над экспериментируемыми — тоже. А ведь это самое интересное — зачем? Санитара старая версия Элизабет встретит ещё раз, уже в виде старика — он тоже принимает «Субстанцию». Но он ничего ей не объяснит, кроме того, что «та, молодая версия будет отъедать кусочки от тебя». И ведь — действительно отъедает...Сью не хочет жить всего неделю, она набирает спинной жидкости от Элизабет всё больше и больше. За счёт чего та резко стареет.

Зато дальше начинается треш, которого в фильме много и с удовольствием. Лично мне Корали Фаржа, сценарист и режиссёр, представляется не совсем здоровой психически женщиной. Возможно, ей пришлось в жизни пережить насилие, возможно, это родовая травма...потому что заменять яркость сюжетной линии откровенной мерзотой — это ещё нужно постараться. Сначала на наших глазах будет стремительно стареть Элизаберт-Дэми Мур за счёт того, что дура Сью не будет давать ей времени на восстановление. Да, на снимке ниже — не Голлум, а именно она:

А потом и сама Сью, у которой закончилась спинномозговая субстанция из Элизабет — будет разлагаться. Посыплется всё: зубы, ногти, ухо отвалится. Прямо на шоу, которое ей дали вести. И когда одна версия убьёт другую, а сама превратится в монстра, залив кровью зрительный зал — ты посмотришь и подумаешь про себя: а фиг ли я теряю время, смотря на чьё-то абсолютно больное творчество? Что это, действительно хоррор, или чёрная комедия, от которой кому-то весело, а мне попросту противно?

Здесь, пожалуй, «противно»- самое верное слово, способное охарактеризовать происходящее на экране. «Страшно» — это всё же другое, потому что мне от происходящего не было ни весело, ни страшно, я испытывала явный дискомфорт, словно меня заставляли смотреть за жуткими выходками монстров, разваливающихся на ходу.

Особо внимательные ценители кино заметят кучу отсылок к другим известным фильмам, которые также работают на руку «Субстанции», усиливая чувство дискомфорта. К самому яркому и наглядному примеру можно отнести отсылку к «Сиянию» Стэнли Кубрика — да-да, речь о том самом кроваво-красном коридоре в телестудии Сью/Элизабет.

Некоторые пишут, что «Фильм бьёт по живому, утягивает в размышления о женщинах и их извечной борьбе за так называемое «совершенство», но — нет. Это то, чего они хотели бы достичь, если бы их история была бы подана по-другому. Я бы сказала, что фильм заставляет зрителя погрузиться в мерзкую натуралистичность происходящего, и погружает в размышления — «Дальше ведь не может быть омерзительнее, так ведь?» С другой стороны, «Субстанция» более чем доходчиво, наглядно и немного с перебором объясняет, почему погоня за идеалом лишена всякого смысла, а зрителю, вне зависимости от пола, стоит, наконец, научиться любить себя.

И да, Оскара я бы за такой фильм не дала бы. На какой-то минуте фильма, погружаясь в самые глубины мерзости, начинаешь скучать, а это — не особо хорошее свойство фильма.