
Су-35 – пошатнувшееся доверие и размоченный счет

На прошлой неделе, 31 июля, российский истребитель Су-35С, вылетевший с аэродрома «Дземги» в Комсомольске-на-Амуре, буквально через четыре минуты после начала полета, остался без своего пилота. А все потому, что летчик грозной боевой машины был вынужден катапультироваться, в связи с возникшими в двигателе неполадками.
Причины неполадок еще долгое время будут оставаться загадкой, ведь теперь Су-35С покоится на дне Охотского моря. Все, что известно – пилот зафиксировал возгорание в задней части самолета и, получив добро на катапультирование покинул истребитель.
Данный инцидент стал неприятной ложкой дегтя в тарелку меда Су-35, который на протяжении всего своего существования старательно нахваливался российской пропагандой и падкими на звонкую нефтегазовую монету западными «экспертами». Например, Су-35 даже называли серьезной угрозой для F-35, ведь он более маневренный и быстрый.
Вот только “эксперты”, приводившие данный факт на пользу Су-35, забыли, что ближний бой в современном мире — это фантазии ностальгирующих за Второй мировой войной, а в нынешних реалиях истребители, ведущие дуэль, зачастую даже не вступают в визуальный контакт. И именно F-35 в данном плане на поколение впереди Су-35, ведь он способен запустить свои ракеты “воздух-воздух” не просто, не будучи замеченным радарами российского истребителя, но, даже не влетая в зону поражения его ракетного вооружения.
Но, даже не о боевых возможностях речь.
Когда меня несколько лет назад спрашивали, что из себя представляет Су-35, я достаточно просто пояснял – это глубокая модернизация Су-30, являющегося в свою очередь модернизацией Су-27. По сути, вся современная российская авиастроительная и не только авиастроительная отрасль строится на бесконечной цепочке создания модернизированных и глубоко-модернизированных боевых единиц на базе уже реализованных проектов, причем еще в эпоху СССР.
Даже недавно представленный на авиасалоне МАКС-2021 однодвигательный истребитель Су-75 представлял собой сборный конструктор Lego самой яркой частью которого был кок-пит, полностью повторяющий кок-пит Су-57, который в свою очередь являлся копией кок-пита Су-35.
И это новейшие, не имеющие аналогов в мире технологии?
К слову сказать, двигатель на Су-35 идентичен тому, что устанавливается на Су-57 и фактически тому, что будет устанавливаться на Су-75. Речь идет о силовой установке АЛ-41Ф1, а в случае модификации Су-35С речь идет о АЛ-41Ф1С. Но, что самое интересное, АЛ-41Ф1С создавался не с нуля и он не представляет собой новую веху в развитии российского авиационного двигатель-строения. АЛ-41Ф1С это модернизированный АЛ-31Ф разработанный еще в 1984 году.
Россия годами выстраивала четкий пропагандистский вектор о том, что Су-35 самый грозный и самый современный истребитель в мире, способный легко соперничать и побеждать истребители пятого поколения. И самый надежный. Ведь до инцидента 31 июля была зафиксирована лишь одна авария Су-35 в 2009 году, и то это в период его испытаний, а после начала поставок в войска с 2014 – ни одной.
И хотя, в 2018 году китайцы разгромили российский истребитель по итогам его эксплуатации в своих ВВС, назвав этот самолет не настолько идеальным и с целым ворохом проблем, от авионики и до узкой направленности применения, фактор отсутствия ЧП все же вносил доверие. Хотя, другие самолеты, Су-30, Су-33, Су-34 и даже Су-57, являвшиеся, по сути, генетическими братьями Су-35, регулярно становились участниками разного рода инцидентов, от отказов системы управления, до проблем с двигателями.
Например, только с 2015 года в результате разного рода инцидентов было потеряно 7 истребителей бомбардировщиков Су-34. Что же до Су-30 то официально известно о более чем двух десятках ЧП с этими истребителями.
То, что с Су-35 не случались катастрофические ЧП на протяжении всего периода его службы, можно объяснить лишь тем, что он в строю не так давно и поначалу его количество было не настолько велико, чтобы инциденты с данным истребителем привлекали внимание. А даже если они и случались, то скрывались командованием от огласки.
Но, счет размочен и по факту случилось то, что и должно было случиться. Старый советский самолет, в “новой” обертке показал себя таким, каким он является.
Но куда интереснее то, что годы спустя, заложенный базовый ресурс в
двигатели Су-35 вырабатывается и отсутствие качественного и
своевременного его обслуживания, сказывается на надежности. И,
пожалуй, это обстоятельство заставляет задуматься о многом,
особенно о том, в каком реальном состоянии нынешние ВКС РФ, без
оглядки на их технологическую отсталость и врожденную ненадежность
узлов.
|
</> |
