Стратегия "МакКинси" в эпоху Революции


"ИИ наступает на <�бизнес->консультантов", гласит свежий заголовок в "Уолл Стрит Джорнал". Что ж, как говорят в этой среде, перед нами отличный бизнес-кейс, который непременно стоит разобрать.
Что требуется от консультанта и готов ли ИИ заменить в этом человека?
Во-первых, консалтеру нужно "быть в тренде": знать идеи и приёмы, которые сейчас являются писком управленческой моды. Поскольку в широте знаний ИИ обогнать трудно, преимущество здесь уже за машиной.
Во-вторых, консалтеру надо анализировать большие объемы информации, с фокусом на количественных данных. Машина здесь имеет колоссальное преимущество по скорости перед человеком. Но несколько уступает по "всеядности": ИИ пока хуже усваивает информацию в графической и табличной формах.
В-третьих, консалтеру уметь составлять красивые, убедительные презентации. Навык, уже хорошо освоенный машиной.
И в-четвертых, консалтеру надо обладать хорошо подвешенным языком и определенной харизмой. Потому что эту "бизнес-книгу" судят по обложке. И здесь у машины смешанный трек-рекорд. Язык у нее подвешен просто идеально: ИИ может без остановки генерировать деловые тексты хоть 24/7. А вот харизма... Пока такого же доверия и такого же пиетета, как солидный человек в дорогом костюме, ИИ-модели не вызывают. Скорее наоборот, отношение к ним довольно пренебрежительное.
В сухом остатке: по многим пунктам преимущество за машиной, кое-где - пока за человеком, и основное препятствие - скорее психологического характера. Профессиональное будущее бизнес-консалтинга уже буквально "висит на волоске", на консерватизме представлений корпоративного менеджмента.

И кому, как не консалтерам, знать, что опора на консерватизм и психологические привычки - слабый конкурентный барьер, полагаться на который не стоит. Стратегически - а хорошие консалтеры обязаны мыслить стратегически - нынешняя траектория развития ИИ не сулит консалтингу ничего хорошего.
Поэтому в "МакКинси", которому и посвящена статья WSJ, ИИ является темой для обсуждения на каждом заседании "топов" компании. Топы волнуются. И пытаются действовать по принципу: "если революцию нельзя остановить - то надо ее возглавить".
"Считаю ли я, что это экзистенциальный момент для нашей профессии? Да. [Но] я думаю, что это экзистенциальный позитив для нас."
К любой угрозе нужно подходить конструктивно, скажет вам хороший консалтер. И "МакКинси" пытается следовать этому принципу. Компания пытается по максимуму поставить себе на службу новую технологию. Одно из главных направлений на сегодня - ИИ-агенты. Если машина хороша всем, кроме харизмы, логично оставить человеческого консультанта для "представительских функций" и задействовать агентские возможности ИИ.

Различные ИИ-агенты в "МакКинси" составляют презентации, расшифровывают записи переговоров, делают выжимки из документов. Один агент даже проверяет логику рекомендаций, написанных консультантом - подобно тому, как опытный профессор проверяет работы делающих первые шаги студентов. А самый востребованный агент переписывает документы для клиентов в фирменном консалтерском МакКинси-стиле.
Но если работа перекладывается на машину - стоит ли держать в штате столько же консалтерского "планктона", младшего персонала? На словах топы "МакКинси" обещают нанимать в прежних объемах, как в старые добрые времена. По факту с 2023 года численность сотрудников компании упала с 45 тыс. человек в 2023 до 40 тыс. в этом году. Впрочем, отчасти это может быть связано с охлаждением рынка корпоративных слияний-поглощений после пандемийного бума.
Изменения гораздо более отчетливы, если мы посмотрим на новые принципы организации консультационной работы. Раньше типичный проект требовал 1 менеджера, общавшегося с заказчиком, и его "свиты" из 10-15 помощников, перемалывавших циферки, строчащих документы и готовивших презенташки. Сейчас команда выглядит так: 1 менеджер и 2-3 сотрудника. Остальное делегируется ИИ-агентам.
“Теперь, используя эту технологию, вы можете получить довольно хороший, средний ответ. Так что базовый уровень посредственной экспертизы исчезает,” - продолжает Кейт Смайе.
И где тут проблема? Проблема проистекает из классического подхода к оценке стоимости своих услуг, который продолжают практиковать консалтеры. Заказчику выставляется счет, в котором расписаны часы работы специалистов, потраченных на проект. Если на работу тратится в 3-4 раза меньше человеко-часов - на чем тогда зарабатывать? А искусственный интеллект стоит копейки, никакие "500 долларов в час" за его работу заказчику не впаришь.
Более того, возникает вопрос: а зачем нужно платить сторонней конторе втридорога за консультации и презентации, если можно напрямую запросить их у ИИ? Вопрос, который "МакКинси", со стратегической точки зрения, вполне предвидит. И его стратегический ответ - уход от классической бизнес-модели с биллингом за часы работы. Агентство пробует предлагать своим клиентам новые услуги, вроде поиска внутри фирмы и тренинга кандидатов в топ-менеджеры. Процесс, очень опирающийся на личные взаимоотношения, в которые машина пока не очень сильна.
Другой подход - это оплата по практическим результатам проекта, по достижению ключевых показателей. Разработчики ИИ пока не очень соображают в performance-based контрактах. А в выручке "МакКинси" доля таких контрактов уже достигла примерно четверти.
Наконец, "главная угроза" бизнесу "МакКинси" одновременно является и главным источником ее заработка. Уже 40% выручки агентства приходится на консалтинговые проекты по внедрению ИИ в других компаниях. Несмотря на то, что ИИ - самая дисруптивная технология для "МакКинси" за все время существования агентства, на эту дисруптивную технологию есть большой спрос. А значит, на этом спросе можно делать деньги.
Пока. Пока ИИ не перешагнул выше "посредственного" уровня экспертизы. И пока человеческая харизма, по инерции, является ключевым атрибутом. Но скорее рано, чем поздно, эти два условия останутся уделом прошлого. И тогда мы посмотрим, сколько позитива в итоге ИИ принесет бизнесу "МакКинси".
________________________________________
Друзья, я начал вести канал в Телеграм: Экономика знаний. Подписывайтесь!
|
</> |