Стратегической Военно-Футуристической Игры Впечатлений, Аналитики и Разочарований Пост.
war_tundra — 11.03.2017 Или почему Utopia не спасёт Stellaris.(По крайней мере до одного из следующих апдейтов, а скорее всего пары.)
Тов. akm_762 в посте посвящённом Gremlins Inc. предложил мне написать про Stellaris, что в первый момент показалось мне глупой затеей (и сейчас кажется), ибо игра пусть и хорошая, но дико, адски недоделанная, с кучей проблем, и писать о всём этом не так уж и весело. Но я на отдыхе и мне надоело бухать.
Первая и вторая фаза любой партии в Stellaris, как в любой 4x, eXploration (исследование) и eXpansion (экспансия), и вот это вот самое интересное, что сейчас в игре есть вообще. Находить новые планеты, сканить аномалии, делать время от времени выбор в мелких квестах или в результатах выполнения проектов, впервые встречать соседей, строить первые флота, чтоб забороть каких мелких "космических монстров", колонизировать первые пару-тройку планет. А после этого игра может дать игроку пару более-менее интересных ранних войн, и то если повезёт, а дальше всё, фестиваль скуки и охуевания.
А всё потому, что всё что связанно со стратегией войны, флотом и армиями, дипломатией в Stellarise или сделано очень упрощённо или откровенно через очко. Особенно это касается объявления войны, вступления в войны, проблем с выходом из войн, дипломатических союзов и вообще союзов как таковых.
И вот спросите вы меня "Володя, хуле ты распелся, давай ближе к
И если в начале игры War Score не очень-то мешает (в конце концов империи очень малы, взять от одной до трёх планет уже достижение), то вот в поздних стадиях, брать по три планеты за войну раз в 10 лет... Если бы не было модов, которые занижают к хуям War Score, я думаю, сейчас бы в Stellaris хуй бы кто играл вообще.
(Заметьте, я только начал говорить о вполне себе хорошей игре, но уже матерюсь через слово.)
Ну и второе дебильное решение в плане War Score - это стоимость действий во время войны. Часто уничтожить все флота противника стоит одного очка. Одного, Карл! Оккупация планет стоит меньше блокады (блядь, почему?), и в целом это стоит около десяти-пятнадцати очков, когда аннексия планеты стоит тридцать очков! Часто приходиться натурально захватить половину планет противника (империи в, допустим, десять планет), включая столицу, чтобы завоевать три!
И это только начало. Если у империи, на которую ты нападаешь, есть союзники по "оборонительному договору", то ты автоматически объявляешь войну и им, и захватив три планеты, ты им войну объявить не можешь. При этом доходит до абсурда, когда для захвата империи с тремя планетами, тебе приходиться воевать натурально на другом конце блядской галактики, ибо счёта, блядь, не хватает, при том что ты уже выебал все их флота, устроил дохуя рейдов по их территориям уничтожая всё что можешь, оккупировал все три планеты, на которые наметился и столицу одного из союзников...
Войны в Stellaris сейчас это унылый ёбанный пиздец.
Да, моды их чуть чуть делают лучше, можно вместо трёх планет завоевать пять-семь, но всё-равно ожидания в десять лет, проблемы с набором счёта для победы, и это в конце концов либо быстро выбесит игрока, либо утомит его донельзя.
Но War Score не единственная проблема с войнами. Самая главная проблема, о которой уже упоминал в беседах с коммьюнити Мартин Анвард (он же Wiz, сейчас дизайн-директор Stellaris, из заслуг, он заведовал дизайном дополнения Art of War для Europa Universalis IV, говорят там всё в плане войны стало после этого норм (нииграл - ниебу)) заключается в трёх видах FTL в игре: варпе, гипердрайве и червоточинах. Они убивают нахуй любое подобие "ландшафта" для военных действий, часто уже тем, что две сражающиеся империи просто летают по космосу по-разному. Не раз случалось, что я безуспешно гонялся за флотами противника с другим FTL по несколько месяцев, чтобы или разбить их наконец и прекратить рейды в мои территории, или разбить их наконец. Что забавно, в том же общении Мартин предложил модель FTL из Endless Space: гипердрайв по умолчанию и варп с червоточинами через технологии (что сейчас, в ES2, довели до вменяемого вида, в первой части червоточины ограничивали передвижение по галактике, теперь же они дополнительный способ передвигаться по галактике быстрей).
Ну и в конце концов дизайн кораблей и постройка флотов. Они пиздец. За отсутствием логистики (технически есть "плата за обслуживание флота", но это всегда одинаковая сумма в энергии и минералах, вне зависимости от удалённости флотов от опорных баз, говорил же, логистика происходит магическим образом) нет никакого стимула иметь много флотов, все империи в игре оперируют одним флотом, эдаким "doom stack", который летает и всыпает пиздюлей, или же опиздюливается в одном-двух сражениях за всю войну, а остальные несколько лет "doom stack" выбомбливает фортификации планет перед высадкой на них армий (что к слову не так уж и обязательно, армии можно тоже нагнать в "doom stack").
Дизайн кораблей тоже заслуживает отдельной пятнадцатиминутки ненависти. Да, разновидности частей корпусни это прикольно, поначалу, но всё едино из игры в игру ты будешь использовать от силы два варианта для каждого класса кораблей, потому они все как-то и в хуй не упёрлись. Тем более что в другой игре Endless Space 2 (да я буду её упоминать при каждом удачном случае, ибо там некоторые вещи реализованы гораздо лучше) этой ненужной хуйни нет. Корпуса у кораблей разделены по классам, более того, через технологии есть возможность открыть продвинутые варианты корпусов с большим числом слотов под оружие и утилитарные модули. В целом это более простой и адекватный подход, совершенно непонятно нахуя парадоксы сами же себе наступили на яйца придумав вот ту хуйню, что у них есть сейчас, ибо для тех же длц новые кораблики пилить оказалось несколько трудно (нужно по нескольку деталей корпуса для каждого класса выпустить). Да и игроки этим по большей части не пользуются.
Более того, самый большой долбоебизм, связанный с дизайном кораблей, заключается в том, что ни для единого модуля или корпуса не используются стратегические ресурсы, что в том же ES2 добавляет и интереса иметь несколько дизайнов кораблей (по стоимости) и тащем-то воевать за депозиты стратегических ресурсов, чего в Stellaris нет. вообще стратегические ресурсы в том виде, что они есть сейчас, это не более чем модификатор для империи за один депозит ресурса. Я уже говорил что экономика в Stellaris хуёво построена? Скажу ещё. Сам концепт минералов и фиксированной стоимости построек и кораблей в минералах и времени тоже долбоебизм, в ES это всегда было адекватней представлено посредством локальной индустрии, за счёт которой формировалась скорость постройки строений и кораблей. Сумел построить мощную индустрию? Молодец, можешь быстро отстраиваться и запускать флота!
Отсутствие же хоть какого-нибудь менеджера постройки флота это отдельный пиздец. Приходиться сменить пять космопортов чтоб наладить постройку кораблей, а так как ресурсов всегда будет не хватать чтоб отстроить флот сразу, это придётся сделать несколько раз (если не несколько десятков раз). Сука, отстраивая флот можешь охуеть от количества мышиной возни.
И ещё о мышиной возне. Отловив флот противника, выдав ему пизды, пора переходить к оккупации планет. Выбомбив фортификации на планету нужно высадить армии, которые опять же нужно заказывать у себя на планетах. Для создания "doom stack" из армий нужно пройти через их закупку на куче планет, что сразу начинает бесить, потом, каждой сука армии по отдельности нужно прикрепить "attachment", для увеличения урона или снижения платы за "обслуживание", на что большинство игроков кладут хуй, ибо не хотят ебать себе мозг с этой хуйнёй, особенно при том что бонусы очень мелкие и по сути на исход вторжения они не влияют. А почему? Да потому, что ты можешь закинуть неограниченное количество армий на планету, когда защищать её может только ограниченный контингент. Да и даже если их все и выебут, и вторжение въёбано, похуй, армии дешёвые, не требуют для создания популяции, как в том же ES, и потому ты можешь их посылать на убой хоть всё время, к тому же, когда на планету противника высаживается сорок армий, даже с полностью целыми фортификациями защитники проиграют, их тупо завалит трупами. А потом, когда планета оккупирована, твои армии магически вылечатся в космосе на пути к следующей цели. Получается, что во вторжении ты ничем не рискуешь, война никак не влияет на население твоей империи. Ну это очень хуёвый дизайн, по другому и не скажешь. В ES для создания армии нужно потратить населения с планеты, что подрежет её производственные возможности, но и планету противника можно при успехе завоевать за один ход, вместо того, чтобы блокировать её в течении нескольких ходов, т.е. есть соотношения риска к прибыли, за счёт которого ты и принимаешь решение.
Другой момент который меня порядком подбешивает, это "starvation", невозможно голодом морить население, оно, сука, от голода не дохнет, только становиться "недовольным" и "непродуктивным", опять же при оккупации планет нет необходимости так или иначе тратиться на то, чтоб накормить их население, ну или наоборот, нет возможности, пусть и с потенциальными проблемами в дальнейшей дипломатии, отказать им в жратве и морить голодом. Нет потенциально интересных геймплейных решений! Например попыток снарядить гум-конвои, голодных бунтов на оккупированных мирах, опять же не партизанит никто (как в том же ES2, там есть вариант повоевать во время вторжения, сдаться сразу или партизанить). В общем всё что связанно с блокадой, захватом и оккупацией планет очень унылая мышиная возня.
Ну и собственно переходим к дипломатии. Она одноклеточная. Уёбищно простая. У вас либо плохие, либо хорошие отношения, которые вы улучшаете через пакты о ненападении, миграционные соглашения, торговлю и гарантии независимости/освобождения (можно гарантировать вассалу другой империи помощь в случае его попытки выйти из подчинения у сюзерена, гарантировал ни раз, ни разу ни против меня, ни против других империй вассалы не восставали, зачастую их к тому моменту или интегрировали сюзерены, или уничтожали другие империи), а подняв отношения до дружеских можно вступить в федерацию или в оборонительный союз. Что всё это даёт? В случае гарантий независимости вы всегда вынужденны вступать в войну на стороне того, кому этот гарант выдан, нередко уже одно это снижает шанс того что будет начата война к нулю. Очень трудно воевать, когда твоей цели гарантировали независимость пяток других империй. В случае пакта о ненападении, вы тупо не можете воевать, для того чтобы начать войну нужно пакт разорвать и ПОДОЖДАТЬ ДЕСЯТЬ ЛЕТ. СУКА! Какого ёбанного хуя я не могу устроить соседу 22 июня 1941 года? Почему, с какого хуя, я должен ждать ебаных десять лет? К слову это же касается и гарантии независимости и оборонительного союза, и федерации. После расторжения всех этих соглашений ты не можешь воевать с их субъектами десятилетие. Нахуя это было блядь сделано? Это же охуенно блядь дебильное ограничение! Ну и к оборонительным союзам. Это пиздец. Они заключаются всеми со всеми без разбору и зачастую сводят возможность нормально повоевать к нулю, тем более что тебе придётся для войны изрядно поднапрячься, воевать несколько лет, возможно на два три фронта сразу, за пару-тройку планет. Ну ёбанный в рот! В добавок оборонительные союзы очень редко расторгаются, а повлиять на них никак нельзя. Тоже касается и федераций.
В добавок вступив в войну из-за оборонительного союза невозможно пойти на сепаратный мир и выход из союза и войны. Что тоже хуёвый геймдизайн, ибо можно оказаться вовлечённым в длительную войну от которой невозможно поиметь никакого дохода, а в итоге даже и выиграв получить нихуя. Ну и дополнительно, нельзя вклиниться в войну за одну из сторон. Что тоже не прикольно.
Короче в пизду. Сейчас играть в сингл в Stellaris - лишь добровольно жрать кактуз и ебать себе мозги. В МП-сессиях, с кучей модов, игра хоть как-то становиться интересной, но опять же, из-за мышиной возни, из-за местами дико дебильного дизайна, много ты и в МП не поиграешь. И вот это вот все те минусы, которые в игре прямо охуенно большие. Я уже не говорю про то, что оружие дико дисбалансно и балом правят гауссовки и плазмаганы. Это в сравнении с хуёвыми центральными механиками, так, мелкий проёб.
Но при всём при этом, Stellaris игра хорошая, со следующим апдейтом получит грандиозное улучшение политики внутри империй, посредством фракций, переработку устройства государства, через "civics" и типы "управления", возможность выдавать расам права внутри империи, деревья традиций, через которые можно будет свою империю дополнительно специализировать, а в длц выдадут "перки вознесения", через которые можно превратиться в расу псиоников, или распрощаться с мясом и преобразиться в прекрасную механику, а так же лично мне интересную возможность геноцида через поедание, ммм. Короче с выходом длц я его куплю и поиграю ещё десять-двадцать часов, но не более, так как все те проблемы, что я назвал останутся, и останутся они на долго.
А чекбоксиков в постах всё так же нет.
UPD
24 марта в релиз выходят Battle Brothers