Страсти по Богоматери Казанской

топ 100 блогов pustoj_zhurnal06.11.2023

Preliminaries. Давнишнее. О  Казанской иконе, см. «Православную энциклопедию». Икона была обретена в 1579г., с нее было сделано много списков, один самых известных (ниже — «Московский список») находился в Казанском соборе на Красной площади, он был украден в 1918г., и его судьба не известна.

 Первоначальная икона находилась в Казани (так считалось), она была украдена в 1904г. ради драгоценного оклада.  Это  уголовное дело реферировалось Чугреевой «О явленной Казанской иконе и Ватиканском списке» и «Божественный покров. Казанская икона Богородицы в двадцатом столетии и современном мире». Похоже, что на суде таки было выяснено, что икона была сожжена преступниками в печи (как на уровне вещественных доказательств, так и свидетельских показаний). В дальнейшем были люди, которые искали икону и не теряли надежды ее найти, такая реакция понятна и оправдана. В общем, не нашли.

Давешнее. 4 сего года ноября было произнесено два утверждения. Первое — «Патриарх представил подлинник Казанской иконы». Быть может,  это был журналистский ляп (я речь Патриарха не слышал, а если в ней это было, то вряд ли осталось), через два-три часа на сайте Патриархии появилось иное сообщение — что найден «Московский список». Какой-либо аргументации в этом сообщение не было, 

Икона оставалась в России, ее сберегали благочестивые люди, и в какой-то момент была принесена в храм благодаря выдающемуся человеку, о котором я скажу сегодня позже, — искусствоведу, который много лет своей жизни посвятил изучению древнерусской иконописи.

О том, что было сказано «сегодня позже», ничего не известно. Но специалисты быстро опознали икону. Она происходит из коллекции С.Н.Воробьева (1949 – 2022), ее экспертиза проводилась в Музее Андрея Рублева, и она была датирована примерно 1580-90гг. Она есть в Православной энциклопедии

Страсти по Богоматери Казанской

Вот, кажется, лучшего качества:

Страсти по Богоматери Казанской


См. подробности тут, там же разные фотографии. В 2002г. (21 год назад) Воробьев передал икону патриарху Алексию. О происхождение иконы известно следующее:

– Дарья, в 2002 году ваш отец подарил икону Казанской Божьей Матери Патриарху Алексею. Где он нашел ее?
– В Измайлово есть рынок, где продают иконы, посуду, разные вещи. Там он и купил ее за довольно большую сумму, по крайне мере, для нашей семьи. Естественно, она была черная. Он ее отреставрировал, почистил. К нам в гости приходила искусствовед Наталья Чугреева, она сразу сказала, что это ценная икона – один первых списков Казанской Божьей Матери, что это конец XVI века. Мы думали ее оставить себе, но мои родители решили подарить ее церкви, хотя могли бы и продать. Но посчитали, что продавать неправильно, и папа подарил икону Патриарху Алексию, который обещал, что она будет сразу выставлена в Казанском соборе. Наталья Чугреева устроила встречу с Патриархом. Есть благодарственное письмо от него.
Если бы мы продали икону церкви, то информация о ней была задокументирована, а поскольку это дар, ее, видимо, оставили в «долгом ящике» и забыли...  Мы ждали, что икона рано или поздно появится в каком-то храме, и уже почти потеряли надежду.
– Какие у вас эмоции сейчас? С одной стороны исполнена воля вашего отца, с другой – в истории есть подвох…
– Вот такие и эмоции. Все понимаем, но, конечно, мы с мамой очень рады, что икона доступна всем верующим, как и хотел папа.

ТЕПЕРЬ О РАЗМЕРАХ ИКОН, они обсуждались в Интернете, но не совсем точно. Вот наиболее подробный источник:

Чугреева Н.Н. О Явленном в 1579 году в Казани образе Богородицы, ранних списках с него и позднейших воспроизведениях . В сборнике «Чудотворный Казанский образ Богородицы в судьбах России и мировой цивилизации:  сборник избранных статей по итогам работы Междунар. науч.-практ. конф. Казань, 19–21 июля 2016 г.» / сост.: иерей Сергий (Фуфаев), М.Ю. Ефлова, О.А. Хабриева, А.А. Калина, стр. 194-203. 

Размеры оригинальной Казанской иконы. Все источники указывают 6×5 вершков, т.е. 26,7× 22,3 см (Чугреева, стр. 196). Весьма возможно, что эти цифры округленные, но есть возможность некоторой перестраховки. Сохранилась пелена от этой иконы (считается, что конца XVI века), которая, по-видимому, ее полностью закрывала. Размеры пелены 27,5× 24,5 см. (Чугреева, стр.  197). Хороших изображений самой иконы не сохранилось, но все же есть литография 1852г. и плохая фотография примерно 1900г.  Считалось, что эта икона не поновлялась.

Размеры Московского списка. Православная энциклопедия указывает два варианта ее размера 27,3×24,5 см (6 1/8×5 1/2 вершка) и 27,8×24 см (6 1/4×5 3/8 вершка). Метрическая система мер тогда не была общепринята, измерения проводились в вершках, видимо,  размеры огруглялись  до 1/8 вершка. Мы видим верхнюю и нижнюю оценку размера: 6 1/8 — 6 1/4 и 5 1/2 — 5 3/8.

Сохранилась фотография иконы без оклада.

Страсти по Богоматери Казанской

Режет глаза несходство с воробьевским списком. Икона неоднократно поновлялась, но все же поновление должно быть прорисью по старому рисунку, а здесь совсем другие формы. Ну ладно, предположим, что на кого-то из поновителей нашло излишнее вдохновение.

Кстати, сходство форм воробьевского списка с изображениями оригинального образа и пеленой довольно большое, но не полное.

Размеры Воробьевского списка. В интернетских постах указывается 26,7 × 22,3см. По-видимому, это результат неправильного прочтения фразы Чугреевой:  Размер иконы немного больше явленной (26,7 × 22,3 см). Но в скобках стоит именно размер явленной иконы, см. выше. А размер Воробьевского списка, согласно цитированной статье Чугреевой (стр. 196, 201) — 29× 23.7 см. То есть Воробьевский список уже Московского (что еще полбеды), но он еще и заметно выше (29см при верхней оценке 27.8см).

На всякий случай можно задать вопрос, не сделала ли Чугреева опечатку.  Нет. Электрические фотографии, на которые мы смотрим, не имеют абсолютного размера. Но то, что Воробьевский список более вытянут в вертикальном направлении, чем Московский, на фотографиях видно (можно измерить пропорции на экране или на распечатке).

+++++++++++++++++++++

Итак, предъявленная икона не может быть   Богоматерью Казанской из собора на Красной площади. По-моему, ясно и то, что она не может быть и иконой, украденной в 1904г из монастыря в Казани. Но о таком совпадении после 12.35 часов 04.11.23 никто (кроме Российской газеты) не говорит, а потому и мы заниматься досужими рассуждениями не будем.

+++++++++++++++++++++

Ну и последнее.  Наверно хорошо, что икона, которую раньше видели лишь немногие специалисты и (в течение последних 20 лет) кладовщики, стала доступной. Но...

В разных европейских странах бывают музеи при храмах (museo duomo). Любой человек может увидеть работы Донателло или Дуччо в музее, где они сохранней, да и лучше видны. Желающим поклоняться никто не мешает поклоняться. В церквях бывают приделы, работающие как музеи с имитированными электрическими свечками... 

Недавняя история с «Троицей» Андрея Рублева была запредельным варварством.  Есть разные точки зрения на Воробьевский список. Но по-моему, церкви стоило бы побережнее обходиться с подобными предметами, и возможности для этого у нее есть (но нет намерений).

Да, Советская власть (и граждане Страны Советов, не только власть),  в 30-60е годы варварски обходились с древнерусским наследием. Но вообще-то варварски обходилась с ним и Русская Православная Церковь XIX века. Идея ценности старых икон (изображений на них, а не досок под серебряными или золотыми окладами) — это светская идея конца XIX века... История возвращается на круги своя...

Оставить комментарий

Предыдущие записи блогера :
Архив записей в блогах:
Девочки и мальчики, которые выходили замуж и женились, особенно в Минске, очень нужны ваши напутствия молодой паре. Кого именно вы приглашали ведущим? Какие были конкурсы? Приглашали ли вы музыкантов? Какая была программа? Что интересного и ...
Я люблю новые рецепты. Особенно, когда дело касается любимых продуктов. Которые можно есть каждый день , но разнообразить готовку. Вот баклажаны. Икра уже приелась. Жареные рулетики с творогом надоели. Вот вам новый довольно забавный рецепт. 700 гр баклажан. 20 мл ...
Из вечерней почты: Письмо из Парижа: "Уважаемый отец Валентин! Предлагаю Вашему внимание видео русских семинаристов, снятое в храме т.н. "Православного богословского института" или короче, в сергианском храме в Парижа. Мерзавцы под руководством французского певца Вансена Никло ...
Боевой цеп, Западная Европа. Он же сугубо и трегубо нашенский кондовый кистень. Дилер датирует оружие серединой XVI столетия. Но с таким же успехом это может быть и пятнаха, и семнаха, и XVIII столетие и позапрошлый век. И даже во времена ПМВ были в ходу подобные девайсы. Вещь сама в ...
Вчера краем глаза увидел в новостях как г-жа Тимошенко полемизировала с пустотой. ...