Странная привилегия России
sergeytsvetkov — 18.05.2023Хомяков Алексей Степанович. Мнение иностранцев о России // Русская социально-политическая мысль. Первая половина XIX века. Хрестоматия. — М.: 2011. С. 550
Трудно объяснить эти враждебные чувства в западных народах,
которые развили у себя столько семян добра и подвинули так далеко
человечество по путям разумного просвещения. Европа не раз
показывала сочувствие даже с племенами дикими, совершенно чуждыми
ей и не связанными с нею никакими связями кровного или духовного
родства. Конечно, в этом сочувствии высказывалось все-таки какое-то
презрение, какая-то аристократическая гордость крови или, лучше
сказать, кожи; конечно, европеец, вечно толкующий о человечестве,
никогда не доходил вполне до идеи человека; но все-таки, хоть
изредка, высказывались сочувствие и какая-то способность к любви.
Странно, что Россия одна имеет как будто бы привилегию
пробуждать худшие чувства европейского сердца. Кажется, у
нас и кровь индоевропейская, как и у наших западных соседей, и кожа
индоевропейская (а кожа, как известно, дело великой важности,
совершенно изменяющее все нравственные отношения людей друг с
другом), и язык индоевропейский, да еще какой! Самый чистейший и
чуть-чуть не индийский; а все-таки мы своим соседям не братья.
Недоброжелательство к нам других народов, очевидно, основывается на
двух причинах: на глубоком сознании различия во всех началах
духовного и общественного развития России и Западной Европы и на
невольной досаде перед этою самостоятельною силою, которая
потребовала и взяла все права равенства в обществе европейских
народов. Отказать нам в наших правах они не могут: мы для этого
слишком сильны; но и признать наши права заслуженными они также не
могут, потому что всякое просвещение и всякое духовное начало, не
вполне еще проникнутые человеческою любовью, имеют свою гордость и
свою исключительность. Поэтому полной любви и братства мы ожидать
не можем, но мы могли бы и должны ожидать уважения. К несчастию,
если только справедливы рассказы о новейших отзывах европейской
литературы, мы и того не приобрели.
Нередко нас посещают путешественники, снабжающие Европу сведениями
о России. Кто побудет месяц, кто три, кто (хотя это очень редко)
почти год, и всякий, возвратясь, спешит нас оценить и словесно, и
печатно. Иной пожил, может быть, более года, даже и несколько
годов, и, разумеется, слова такого оценщика уже внушают бесконечное
уважение и доверенность. А где же пробыл он во все это время? По
всей вероятности, в каком-нибудь тесном кружке таких же
иностранцев, как он сам. Что видел? Вероятно, один какой-нибудь
приморский город, а произносит он свой приговор, как будто бы ему
известна вдоль и поперек вся наша бесконечная, вся наша
разнообразная Русь.
К этому надобно еще прибавить, что почти ни один из этих
европейских писателей не знал даже русского языка, не только
народного, но и литературного, и, следовательно, не имел никакой
возможности оценить смысл явлений современных так, как они
представляются в глазах самого народа; и тогда можно будет судить,
как жалки, как ничтожны бы были данные, на которых основываются все
эти приговоры, если бы действительно они не основывались на другой
данной, извиняющей отчасти опрометчивость иностранных писателей, —
именно на собственных наших показаниях о себе.
Еще прежде чем иностранец побывает в России, он уже узнает ее по
множеству наших путешественников, которые так усердно меряют
большие дороги всей Европы с равною пользою для просвещения России
вообще и для своего просвещения в особенности. Вот первый источник
сведения Европы о России. Я очень далек от того, чтобы отвергать
пользу и даже необходимость путешествий.
Много прекрасного, много истинно человеческого скрывается в этой,
по-видимому, пустой и бесплодной потребности одного народа —
поглядеть на житье-бытье других народов, побеседовать с ними у них
самих, поприслушиваться к их живому слову и к движению их живой
мысли; но не все же хорошо в путешествиях. В иных отношениях можно
сказать, что путешественник хуже домоседа.
Его существование одностороннее и носит на себе какой-то характер
эгоистического самодовольства. Он смотрит на чужую жизнь, — но
живет сам по себе, сам для себя; он проходит по обществу, но он не
член общества; он двигается между народами, но не принадлежит ни к
одному. Он принимает впечатления, он наслаждается всем, что удобно,
или добро, или прекрасно, — но сам он не внушает сочувствия и не
трудится в общем деле, беспрестанно совершаемом всеми около него.
Разумеется, я исключаю из этого определения тех великих двигателей
человечества, которые переносят или переносили с собою из края в
край какую-нибудь высокую мысль, какое-нибудь плодотворное знание и
были благодетелями стран, ими посещенных. Такие люди бывали, да
много ли их?
Мои книги на ЛитРес
https://www.litres.ru/sergey-cvetkov/
Вышла в свет моя новая книга "Суворов". Буду рад новым читателям!
Последняя война Российской империи (описание и заказ)
Заказы принимаю на мой мейл [email protected]
ВКонтакте https://vk.com/id301377172
Мой телеграм-канал Истории от историка.
|
</> |