Strange weather
yasviridov — 22.04.2025
У Гашека есть рассказ про директора метеорологического института.
Даже друзья директора не ждали от его конторы точных прогнозов.
Читал я в детстве этот рассказ и думал: «Вот же ведь
жупайдия-жупайдас! Семьдесят лет как написано, а эти синоптики как
ошибались так и ошибаются!»Прошло еще сорок лет. Сейчас, если ты весь день проверяешь и перепроверяешь важную тебе погоду на послезавтра, ты можешь заметить как один точный прогноз меняется каждые десять минут на совершенно другой, но такой же точный.
Только не начинайте защищать директоров метеорологических институтов! Я всё понимаю — «динамика системы», «детерминированный хаос» и другие удобные отговорки. Я не ради критики тружеников гидрометцентров пустился в этот пост. Гашек мне вспомнился потому, что я на днях прочитал «Игру форов» Буджолд. Бывают странные сближенья, и вот вам перекличка через столетия.
Действие романа происходит в веке этак XXVIII. Земляне расселились по галактике, летают сквозь гипертуннели, антигравитация используется в быту и на производстве. Короче, не топорищем подпоясываются. И наш герой, значит, прибывает на арктическую станцию родной планеты — на должность военного синоптика. И тут оказывается, что, блин, и в XXVIII веке метеорологи так и не научились точно предсказывать кратковременность осадков и порывистость ветра.
Герой смотрит на показания зондов и спутников и такой: «Всё это прекрасно, но что в итоге-то? Ну ладно, скажу им, что во вторник будет дождь, авось угадаю».
Примечательно, что на вверенной герою станции лучше всяких компьютеров поведение циклонов и антициклонов чует вечно пьяный офицер-синоптик. Причем погоду он угадывает не потому, что он какой-нибудь мутант, как это свойственно людям далекого н/ф будущего, а просто потому, что такой вот он опытный работник, послюнявит палец, высунет в окошко — и готово.
Короче, какая погода ожидается на майские — даже в XXVIII веке никто знать не будет. Такой вот шок от будущего.
И перескакивая на другую тему. Ничто так быстро не стареет, как юмор и фантастика. И в этом отношении роман Буджолд сдал заметно сильнее, чем рассказ Гашека. «Игра форов» написана сравнительно недавно — в 1990-м, но родимые пятна времени видны на каждой странице. Например, ни у кого нет мобильников, и народу приходится пользоваться таксофонами. Правда, это — та-дам! — видео-таксофоны.
|
|
</> |
Важное значение образования для развития инклюзивного спорта
Пришла пора платить по векселям (с)
К истокам журнала... Израиль улыбнул. Совсем мертвое море
Грошовые зарплаты и недосягаемые «Жигули»: как советский инженер мог купить и
Живите долго...
Кинолог станет самой популярной профессией?
Где живет страх
Дневник Kalakazo – Фотоальбом: серия "Келломяки" – 7
Из жизни Змея Горыныча

