Страна пятого мира
h5ive — 03.11.2023Известно, что мир на три части разделил еще в 1952 году журналист Alfred Sauvy в статье в «L’Observateur», и по прошествии 70 лет парадигма о триаде многих перестала устраивать в силу объективных обстоятельств. В XXI веке многие авторы ввели в обиход четвертый тип стран, к которым среди прочих относят и Палестину, хотя она и не является государством. Не возражают им и российские СМИ.
Хотя до настоящего момента и не определены четкие критерии, по которым та или иная страна может быть отнесена к сонму четвертого мира, есть непредвзятые параметры, по которым это безошибочно можно сделать. Одним из таких, безусловно, является уровень развития здравоохранения. Постоянная работа над усовершенствованием здоровья граждан, выражающаяся в конечном итоге в показателе ожидаемой продолжительности жизни, — первостепенная задача любого современного государства.
Для субъективного определения лучших или худших стран по уровню обеспечения услугами здравоохранения существует множество индексов, в основе которых, как правило, стоит уровень бюджетных расходов на душу населения. И в десятку лучших стран мира уже долгие годы входят США, передовые страны Европы, а также Австралия с Новой Зеландией.
В Палестине же система здравоохранения представляет собой довольно сложное устройство, финансирующееся примерно в равных долях частным и государственным сектором, на четверть — со стороны БАПОР (UNRWA — Ближневосточное агентство ООН) и в части до десятой доли — посредством неправительственных фондов. По состоянию на 2019 год продолжительность жизни в Палестине составила 74 года (в России — 71 год), а рождаемость среди палестинцев находится почти на рекордно высоком историческом уровне (в России — рекордно низком уровне 1943-44 годов). Около половины палестинцев сегодня моложе 15 лет.
Из количественных показателей можно отметить, что только БАПОР построила в Секторе Газа 22 медицинских центра. Всего же по состоянию на 2020 год на территории действовало 34 больницы (одна на каждые 60,24 тыс. населения), насчитывающих 6.552 койко-мест, включая Западный берег, или 13,2 койко-места на 10 тыс. жителей. Для сравнения в России по данным на 2021 год насчитывается 5.065 больниц, а за последние 15 лет число больничных организаций в стране уменьшилось на 53,4%.
И здесь нет причин для удивления: в 2020 году среднемировые расходы государств на здравоохранение составляли 10,89% от ВВП по сравнению с 8,62% в 2000 году. В Палестине они полностью соответствуют мировой тенденции и равняются сегодня 10,4% от ВВП. В России же в 2024 году на здравоохранение выделяется... барабанная дробь... 4,4% от ВВП. Это в буквальном смысле показатель Конго и Мали.
На заглавном фото обычные автомобили неотложной помощи в Секторе Газа — Volkswagen, Hyundai и Toyota; других там в принципе нет — это мы можем сегодня видеть ежедневно в прямом эфире.
А это автомобиль скорой помощи в Буденновске — довольно крупном городе Ставропольского края. Поверьте — далеко не самый худший пример, и речь ведь не о депрессивных и бедных регионах или находящихся в глубокой провинции или тайге. Более того, никто не сможет утверждать, что катастрофическое положение уже сегодня коснулось большинства регионов РФ. Тем не менее, сегодня 20 млн. россиян или 14% населения испытывают большие проблемы с доступом к услугам, которыми их обязано обеспечить государство. А 20 млн. — это, на минуточку, численность 10 (десяти) Секторов Газа.
Вопрос оплаты труда — отдельная большая тема, которая лишь следствие из сложившейся ситуации, но не причина. Поэтому уместнее ее опустить.
В связи с вышеобозначенным вопрос: не пора ли аккуратно вводить термин «страна пятого мира»? Ибо правительство как минимум одного территориального образования долгие годы сознательно делает все для того, чтобы их страна в этот перечень обязательно была включена. И в мире сегодня в целом существует не так много стран, если такие вообще остались, где больных возят на санях, лошадях или ослах. А чувашский мужик, которого тащат в больницу в садовой тачке выше, кстати, помер.
|
</> |