Стояние в защиту веры, поруганых святынь и церкви
boris_yakemenko — 23.04.201222 апреля в храме Христа Спасителя прошел молебен и стояние в защиту веры, поруганных святынь и церкви. По самым скромным подсчетам, стояние и молебен собрали от 50 до 75 тысяч человек из почти 20 епархий. «Мы будем горячо молиться о том, чтобы Господь приклонил милость к народу нашему, чтобы нынешнее время, исполненное таких тревожных знаков, стало временем подлинного и реального обращения к Господу», - сказал Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.
Состоялся крестный ход с поруганными святынями, среди которых две иконы из Великого Устюга. Одна из них была прострелена в 20-е годы ХХ века, а другая изрублена топором совсем недавно.
То, что произошло, является крайне интересным социологическим, религиозным и отчасти даже политическим явлением. Либералов то, что произошло и, в особенности, количество людей, должно повергнуть в тяжкие раздумья. Еще вчера была у них понятная и выверенная схема. За Навального де идут от чистого сердца, а вот за Путина свозят за деньги (в Астрахани, правда, эта схема была кардинально поправлена – свозили на деньги проститутки из Дома 2 за Шеина). Ибо что может быть выше, чище и привлекательней либеральных представлений о скорой гибели убогой России, исконной гнилости власти и заповедной дури «быдла»? Правда ведь? И вот, второе подтверждение (первое был Пояс Богородицы) тому, что есть десятки, а на деле и сотни тысяч людей, для которых не только существуют истинные ценности, но, что гораздо важнее, они готовы их защищать. Выдумайте-ка теперь, Солдатовы и Латынины, очередное, устраивающее посольство США, «объяснение» тому, что произошло.
Либералы, развязавшие в печатных СМИ и Интернете кампанию против Церкви и ее Предстоятеля, наступили на те же грабли, что и после Болотной. Живя исключительно в Интернете, они сумели убедить себя в том, что если человек не имеет ЖЖ и не чирикает регулярно в Твиттере ни о чем (нет задачи что-то сказать – нужно просто подать признаки жизни), то его, этого человека, нет вовсе. А он этот человек, есть. Есть эти люди, тысячи и миллионы людей. Которые, выйдя вроде бы из ниоткуда, для начала защитили страну, а теперь те же, или путь даже другие люди, вышли на защиту Церкви. «Блюдите убо, како опасно ходите», либералы. Ведь горстке маргиналов типа Белковского, Быкова, Латыниной, Навального и Солдатова за премии и гранты испытывать терпение тысяч людей можно не бесконечно. Когда-то где-то контакты заискрят. И никакой Макфол не поможет.
С другой стороны, десятки тысяч людей вокруг храма Христа Спасителя есть решающий довод против тех, кто бесконечно доказывает отсутствие в России православных. Дескать, называют себя православными 80 с лишним процентов, а в храм ходят в лучшем случае десять, так что никакого Православия в России нет, Церковь держится только на поддержке государства, как хромой инвалид, наваливающийся в дороге на руку поводыря и на костыль. И поэтому нужно отправить эту несуществующую Церковь на свалку (а еще раньше они отправляли на свалку классическую литературу. А еще раньше всю тысячелетнюю историю России).
Посмотрим в очередной раз на цифры. Уже говорилось, что данные о количестве воцерковленных в России не являются чем-то исключительным, а соответствуют общемировой и, в частности, общеевропейской статистике.
Во Франции опрос 1986 г. показал, что лишь 10% населения страны регулярно посещает мессу (а всего в католическом мире только 13% посещают регулярно мессу) (Michelat G., Potel J., Sutter J., Maitre J. Les Francais sontils encore catholiques? Paris., 1991), в протестантском мире таковых также около 10%. (Религия в эпоху постмодерна. // Русская мысль от 16.10.1997.)
Это те самые активные люди, которые создают и направляют поток, по которому плывут за ними все те, кто не слишком активен и не привык к самостоятельным решениям. Но не это главное. Приглядимся к феномену «религиозного невежества». Сим невежеством нас часто попрекают современные либералы. Люди, дескать, не знают элементарных вещей, в Церковь не ходят, молитв не читают, поэтому православными и верующими их назвать нельзя. Приглядимся в истории и увидим, что исторические источники эпохи русского средневековья и нового времени дают убедительные свидетельства формального отношения, поразительного невежества в вопросах православия значительной части людей и даже духовенства (при всей внешней воцерковленности). «В Новгородской епархии, по словам архиепископа Геннадия, - пишет митрополит Макарий - обучением грамоте занимались мужики-невежи, называвшиеся мастерами, которые только портили речь детей. Эти мастера брались научить ребенка сначала вечерне за условную плату, потом заутрене за новую плату, наконец часам еще за особую плату и вели дело так,
что дитя по отходе от мастера едва могло бредить по книге, а церковных служб вовсе не знало. Оттого прихожане разных церквей часто приводили к архиепископу для поставления на священнические степени простых мужиков, малограмотных или даже совершенно безграмотных, и оправдывались тем, будто во всем крае негде было добыть ставленников, гораздых грамоте»( Макарий митрополит. История Русской церкви. Т.IV. Ч.2. М., 1996. С.123.).
В 1551 г. на Стоглавом соборе было засвидетельствовано: «Ставленники, хотящие в попы и во дияконы ставитися, а грамоте мало умеют, и святителем их поставити и то сопротивно священным правилом, а не поставити, и то святые церкви без пения будут, а православные християне учнут умирати без покаяния». Когда святители спрашивают ставленников, почему они мало умеют грамоте, они отвечают: «Мы де училися у своих отцев и у своих матеров, а инде учитися нам негде, токмо де отцы наши и матери умеют, тому и нас научили. И тако отцы их и матери сами мало умеют и силы их в Божественном Писании не знают, а кроме их учитися им негде». (Стоглав. Глава 25. СПб., 1997. С.74.) Даже в конце XIX в. значительное количество крестьян имело вполне языческие представления о Боге по понятным причинам - читать Библию крестьяне не могли, поскольку были в основном неграмотны, да и полный перевод ее на русский язык
появился только к 1875 г.
Пытаясь понять этот феномен, К.П.Победоносцев писал: «Когда пытаешься дойти до источника - ничего не находишь. Наше духовенство мало и редко учит, оно служит в церкви и исполняет требы. Для людей неграмотных Библия не существует; остается служба церковная и несколько молитв, которые передаваясь от родителей к детям, служат единственным соединительным звеном между отдельным лицом и церковью. И еще оказывается в иных, глухих местностях, что народ не понимает решительно ничего ни в словах службы церковной, ни даже в "Отче наш", повторяемом нередко с пропусками или с прибавками, отнимающими всякий смысл у слов молитвы. И однако - во всех этих невоспитанных умах воздвигнут... неизвестно кем алтарь
Неведомому Богу. Когда приходит смерть, эти люди, коим никто никогда не говорил о Боге, отверзают ему дверь свою, как известному и давно ожидаемому Гостю. Они в буквальном смысле отдают Богу душу». (Победоносцев К.П. Великая ложь нашего времени. М., 1993. С.239.)
На фоне этой формально мрачной и безотрадной картины мы неожиданно сталкиваемся с парадоксом. Недостаток специального богословского образования и даже отсутствие элементарных знаний нисколько не мешали сотням тысяч «темных», «необразованных», «косных» воевать за православную Русь, защищать Церковь, гореть в срубах за истинную веру, строить на принципах православия свою жизнь и формировать на православной основе общественную мысль и культуру. То же самое и сейчас. Возможно, среди пришедших на стояние были и те, кто не очень воцерковлен. Но вне зависимости от степени воцерковленности, внутренняя сопричастность человека Православию, соотнесение себя и своих ценностей с ним, неизбежно ведет к тому, что при наличии выбора и необходимости этот человек будет учить своих детей в православных школах, приступит к православному, а не католическому причастию, прислушается к священнику, а не представителю другой религии. А кроме того, в критическую минуту едва ли согласится легко отказаться и бросить на произвол судьбы это пусть даже и «декларативное» православие и редко посещаемый храм.
Именно эти 80 процентов тех, кто просто называет себя православными и тех, кто воцерковлен, прислали своих представителей к храму Христа Спасителя. Все эти люди языком церковных молитв и песнопений защищали святыни, Церковь, Предстоятеля. Предостерегали от дальнейших провокаций. Очень хотелось бы, чтобы эта защита не перешла к иным формам. Но все будет зависеть от того, внемлют несогласные и их покровители этому предупреждению или нет.