Хит советского проката, в котором Ван Дамм сыграл свирепого русского Ивана за
picturehistory — 02.03.2024Эпоха видеосалонов - чудесное время расцвета жанрового кино, когда фильмы узкой направленности могли с легкостью найти многомиллионную аудиторию. Особое место в те годы занимали боевики о восточных единоборствах, и одна из таких картин стала своеобразным трамплином для будущей суперзвезды.
В начале 1980-х американец по имени Кит У. Стрэндберг провел год на Тайване и проникся духом фильмов о боевых искусствах. Сначала он безуспешно пытался быть актером, после чего стал работать тур-директором в Китае и регулярно посещал Гонконг. Там Стрэндберг постоянно беседовал с продюсерами в надежде договориться о производстве нового фильма в США. После череды отказов Кит связался со студией Seasonal Film Corporation, и ее глава внезапно согласился снять американский боевик. Правда, для этого Стрэндбергу пришлось соврать, что он умеет писать сценарии, хотя ранее у него подобного опыта не было. Когда в 1984-м году началась подготовка к съемкам, Кит с трудом успел набросать лишь черновой вариант сценария.
Актерский состав новой картины частично состоял из профессиональных мастеров боевых искусств. Рон Понел, Дэйл Джейкоби, Питер Каннингэм и многие другие исполнители дебютировали в кино. Среди прочих выделялся бельгийский паренек по имени Жан-Клод Ван Дамм, за плечами которого к тому моменту было лишь эпизодическое появление в комедии "Монако навсегда". Ван Дамм рассчитывал, что на этот раз зрители его запомнят, и планировал выложиться целиком и полностью. На главную роль взяли 22-летнего Курта МакКинни, который пришел на кастинг по объявлению в тот момент, когда все остальные роли уже были распределены. Ради участия в фильме МакКинни отказался от карьеры полицейского в Лос-Анджелесе.
Калифорния. Американский подросток Джейсон Стиллвелл изучает карате в школе, которой руководит его отец. Внезапно мирное занятие прерывается визитом членов преступного синдиката, стремящегося захватить все додзе в США. Отец Джейсона отвечает бандитам резким отказом, после чего те выставляют против него своего лучшего бойца. Стиллвелл-старший расправляется с супостатом, и тогда появляется русский наемник Иван Крашинский, который побеждает учителя и ломает ему ногу. Шокированный Джейсон пытается защитить отца, но Крашинский беспощаден...
Семья Стилвеллов переезжает в Сиэтл, чтобы начать новую жизнь. Джейсон сталкивается с тамошними хулиганами, влюбляется в девушку и пытается поступить в местную школу карате. Череда неудач приводит отчаявшегося паренька на могилу Брюса Ли, и вскоре призрак великого бойца помогает Джейсону добиться успеха в тренировках. Тем временем, преступный синдикат вместе с Иваном Крашинским добирается и до Сиэтла...
Кадр из фильма Не отступать и не сдаваться.
Боевик "Не отступать и не сдаваться" ("No Retreat No Surrender") рождался в производственных муках. Кит У. Стрэндберг переписывал сценарий по ночам перед каждой съемочной сменой, а первоначальное название картины пришлось заменить из-за конфликта с американским ТВ. Вместо "Кольца истины" появился мотивационный слоган, под которым картину и знают во всем мире. Но, может, оно и к лучшему. А вот переписывание сценария - сложная история. Из-за этого у персонажей постоянно менялись диалоги, и большинство актеров попросту импровизировало на площадке. Не остался в стороне и Ван Дамм, который перенес "импровизацию" в боевые сцены.
Амбициозный бельгиец так сильно "вошел" в роль свирепого русского, что иногда по-настоящему бил партнеров по съемочной площадке. Особенно доставалось Питеру Каннингэму, о чем недовольный актер тут же сообщал режиссеру Кори Юэню. Постановщик требовал от Ван Дамма быть осторожнее, но через некоторое время все повторялось снова. Очень уж хотел Жан-Клод проявить себя и не собирался никого жалеть. Спорить с таким поведением сложно: антагонист получился действительно ярким, и без него фильм точно потерял бы долю успеха. А искусство, как известно, требует жертв.
Кадр из фильма Не отступать и не сдаваться.
"Не отступать и не сдаваться" сняли в 1984-м, но на экраны фильм попал только в 1986 году. Критики боевик уничтожили, и понять их можно. Сценарные эксперименты Стрэндберга вылились в обилие штампов и сомнительных сюжетных решений. Мафия, русский злодей, школа карате - будто бы некая смесь фильмов "Рокки IV", "Удар дракона" и "Каратэ-пацан". Только с гораздо меньшим бюджетом. Да и бесполезная любовная линия тоже вызывает вопросы. Но есть и обратная сторона медали: при всех недостатках "Не отступать и не сдаваться" смотрится легко и непринужденно, а за главного героя действительно хочется переживать. Может, все не так плохо? Да и музыка в фильме отличная. И неповторимая атмосфера 1980-х на месте.
В СССР боевик сначала появился на пиратских видеокассетах под названием "Тигр карате", а в сентябре 1991-го добрался и до советских кинотеатров уже с "родным" названием. Фильм пользовался большим успехом у молодежи и несколько лет не исчезал с экранов. В целом же, "Не отступать и не сдаваться" собрал по миру несколько миллионов долларов и сумел стать прибыльным проектом. Жан-Клод Ван Дамм получил за участие 250 долларов
и важный толчок карьере, который в итоге привел его в "Кровавый спорт".
Оценка CinemaTravel: 7/10
См.также:
"Кровавый спорт": факты о фильме, который мог не выйти в прокат
12 интересных фактов о фильме «Двойной удар»
Редкий фильм с Ван Даммом в роли советского шпиона на "Жигулях"
"Самурай с сальными волосами". Боевик Ван Дамма, актуальный и 30 лет спустя
Ложь, балет и Чарли Чаплин: Пять историй о Жан-Клоде Ван Дамме
В Телеграм!