Стоит ли менять текст присяги? | Back in the USSR
Сообщество «Back in the USSR» — 28.12.2012Из военной присяги хотят убрать слово "клянусь«.Профессор РГГУ, адвокат Анатолий Пчелинцев, представивший идею по изменению присяги, рассказал, что Евангелие запрещает христианам «клясться вовсе — ни небом, ни землей». При этом юрист сделал ссылку на то, что в царской армии для православных верующих позволялось заменять «клянусь» на «обещаю». В Российской империи Устав о воинской повинности в ст. 178 гласил, что если военнослужащий по своему вероисповеданию не приемлет текст военной присяги, оно [слово «клянусь»] заменялось на «обещаю» либо «клянусь Богом» для православных верующих, как это было в русской армии, — пояснил Пчелинцев, выступая на слушаниях в Общественной палате. Текст царской присяги.
ИА REX: Стоит ли менять текст присяги? Какое слово оставить в присяге: клянусь или обещаю?
Олег Антипов, народный депутат Украины пятого созыва, полковник запаса:
Клятва — это наиболее эмоционально сильное и обязывающее доказательство преданности и готовности отдать жизнь за Отечество. Клятва с оружием в руках, клятва на оружии — священная традиция, идущая с древности. Вспомним зажигающие строки из «Бородино»: «Ребята! не Москва ль за нами? Умрёмте ж под Москвой, Как наши братья умирали!», И умереть мы обещали, И КЛЯТВУ верности сдержали, Мы в Бородинский бой". Армия — особый институт государства, военное дело — особый род деятельности, связанный с узаконенным лишением жизни. Клятва — это оправдание, нравственная реабилитация для самого себя, прежде всего. Для гибели при защите страны или убийства врага нужна особая мотивация, одним из элементов которой есть присяга, именно в форме клятвы. Любопытно, что даже духовные лица приносили государству именно клятву, а не какое-то обещание! Так, члены Святейшего Синода произносили такую присягу при вступлении в должность: «Азъ, нижеименованный, обещаюся и клянусяВсемогущимъ Богомъ, предъ святымъ Его Евангеліемъ. Тексты всех видов присяги российскому самодержцу здесь. Их чтение показывает, что всюду православные клялись государству, причём не чем-нибудь, а самим своим Богом. Что ж такого произошло, что вдруг потребовалось заменить клятвенный характер воинской присяги на менее обязательное обещание? А что такое обещать? В народе говорят: «Обещать — не значит жениться». Дело не только в разной эмоционально-смысловой нагрузки в словах «Клянусь» и «Обещаю». Смысл в очевидном желании изменить такими инициативами отношение людей к Родине. Тогда Россия становится государством, с которым можно заключить контракт на её охрану, а не Родина, которую как мать, мы обязаны защищать. Десакрализация России, Родины — вот в чём цель этой инициативы.
Сандра Новикова, журналист и блогер:
Мне часто доводится иметь дело с сектантами (тут я имею в виду в первую очередь сектантов протестантского толка), и потому я сразу почуяла, что тут у нас сектантским духом запахло: это именно сектанты любят вырвать цитату из Библии и затем с её помощью доказывать, что и вера наша православная неправильная, и народ у нас не христианский, и духовенство не то, и страна плохая. Вот некоторые типичные сектантские претензии:
— вторая заповедь говорит «Не делай себе кумира и никакого изображения...», а у вас, православных, есть иконы;
— первая заповедь говорит «да не будет у тебя других богов пред лицем Моим». Вы же, православные, почитаете Богородицу и святых. Не многобожие ли это?
— в Евангелии от Матфея сказано «И отцом себе не называйте никого на земле, ибо один у вас Отец, Который на небесах», а вы называете священника батюшкой, то есть — отцом! Ну, и так далее, и тому подобное — имя тем сектантским претензиям легион.
Теперь вот очередной мастер толковать писания решил изменить присягу под предлогом того, что Евангелие запрещает христианам «клясться вовсе — ни небом, ни землей».
Ответ тут должен быть таков. Во-первых, сказано, что «всякое царство, разделившееся само в себе, опустеет...» (Мф, 12:25). Западная христианская церковь есть то самое разделившееся само в себе царство: сначала она в процессе так называемой реформации раскололась на католичество и протестантизм, а затем от протестантизма начали отпочковываться многочисленные секты, имя которым легион. Наверное, именно поэтому западная церковь не может противостоять натиску сатанизма, выступающего ныне под маской либерализма, и постепенно сдает одну позицию за другой. Во-вторых, не совсем понятно, что доказывает ссылка на текст присяги царской армии: в тексте черным по белому написано «обещаюсь и клянусь Всемогущим Богом пред Святым Его Евангелием». Юрист говорит, что позволялось заменять «клянусь» на «обещаю»? Даже если это так, то, что из этого следует? Разрешалось заменять «клянусь» на «обещаю», но «клянусь» ведь не запрещалось! Так что давайте не будем думать, что наши славные православные предки были глупее юриста и адвоката Пчелинцева и хуже его разбирались в Священном писании. Так что если русские солдаты, служившие в армии Российской империи, клялись Всемогущим Богом, то можно и нужно клясться и современным русским солдатам.
Сергей Сибиряков, координатор международной экспертной группы ИА REX:
Складывается впечатление, что очень трудно понять господам из Общественной палаты смысл присяги. Присяга до сих пор является торжественной клятвой на верность Родине. Она не имеет никакого отношения к религиозным и национальным особенностям военнослужащих. Самое главное, чтобы военнослужащий осознавал, что в армии он защищает своё Отечество — Россию, в том числе и ценой собственной жизни, а уж кому молиться он будет при этом — его личное дело и его выбор. Кстати, слово «клянусь» как раз таки учитывает все национальные и религиозные особенности. Конечно, надо с пониманием относиться к сегодняшней ситуации на постсоветском пространстве. Если наша армия и будет кого-то защищать, то скважины Абрамовича, металл Лисина, алюминий Дерипаски и т.д. Но их защищать не придётся, они граждане США и Англии и служат элитам этих стран. Так что, прежде всего, нужно определиться, кому давать клятву. Если тем, кто вас «вчера» ограбил, приватизировав природные богатства страны?! Тем, кто разрушил, уничтожил промышленность и технический прогресс?! Тем, кто уничтожил армию, флот, науку, образование?! Тем, кто главной опорой власти определил коррупцию?! Тогда это одна «клятва». Здесь можно ограничиться обещанием, служить, пока платят. Если правительству и Гаранту Конституции, пользующимся всеобщим доверием и уважением народа, то, это другая клятва.