Стивен Кинг, учебник паразитологии, рассказ о муравьином боге и прочие мастера
dpmmax — 02.06.2021Про явление индукции в психиатрии кое-где писалось, да и я вам тоже рассказывал. Нагляднее всего её описывает анекдот, в котором пациент, обирая и стряхивая с себя что-то невидимое, слезно жалуется психиатру — дескать, по мне крокодильчики ползают, доктор! — а тот, начиная отряхиваться сам, возмущённо пеняет больному: дескать, а на меня-то зачем их трясти!
Индуцировать ширнармассы тоже можно, если знать триггеры. Например, главе Центробанка выступить в новостях с заявлением, что рупь у нас неимоверно укрепляется, и нет повода для паники и покупки валюты, которой и так мало осталось. Или, если брать охват поменьше, ворваться в магазин и начать судорожно скупать стратегические продукты, цепляясь к продавцам с вопросами: «А много ли осталось? А скоро ли ещё подвезут?». Собственно, одну такую байку я вам рассказывал — про пакеты, соль и дядю из Канады.
Ну и, конечно, не стоит сбрасывать со счетов возможности литературы и искусства. Всё-таки их радиус поражения довольно широк, а в некоторых случаях так и вовсе глобален. Причём индукция, которую они могут вызвать, носит — условно, конечно — два полярно противоположных знака.
Пример положительной, или позитивной (ещё раз повторю, это условное обозначение) индукции — произведения, и в первую очередь фильмы, после которых появляются тренды и образуются кружки по интересам. Волшебные палочки и круглые оправы очков после серии фильмов о Гарри Поттере, в советское время — деревянные шпаги у пацанов после экранизации «Трёх мушкетёров» и повальное увлечение самодельными луками после фильмов про Робина Гуда, в США тех же времен и позже — ковбойские мотивы в одежде, в недавнем прошлом всего мира — флибустьерская тема после серии фильмов о пиратах Карибского моря. Принцип прост: завидуя образу самих героев или духу той эпохи, в которой они живут и действуют, человек копирует внешнюю атрибутику, которая хоть в чём-то позволяет провести если не знак равенства, то хотя бы отдалённую параллель между собой и тем желанным: «мы с тобой одной крови!»
С индукцией отрицательной многим из вас тоже в той или иной степени пришлось столкнуться. Например, при чтении романов Стивена Кинга, мастера хоррора. Причём уверен: чем богаче был ваш ассоциативный ряд, тем сложнее было, проснувшись среди ночи, заставить себя пойти в туалет.
В медицинском институте такая индукция была вообще массовым
явлением. Что, не так, товарищи медики? Это вы просто забыли, как
изучали паразитологию. И ведь написан был учебник не сказать чтобы
особо красочно — так, сухой язык, с вкраплениями канцелярита и
щедрой порцией специфической терминологии. Может быть, оно и к
лучшему, что явно не мастер литературного жанра излагал, ибо и в
таком варианте эффект был потрясающим: как тщательно все мыли руки,
как боялись касаться загрязненных поверхностей (да всех подряд
поверхностей, если уж быть откровенными), как подолгу варили яйца и
жарили-тушили мясо, птицу и рыбу! Ибо везде чудились злобно
потирающие в ожидании лапки и прочие членики коварные паразиты.
Зазеваешься — бглядь, а в тебе уже новая жизнь
зарождается!
Чуть менее ярким был всплеск целомудрия во время цикла венерических болезней: попривыкли уже к ужастикам, синдром студента третьего курса (это когда, начав изучать уже не общие дисциплины, а конкретные группы болезней, все их находишь у себя) как-то слегка поблек.
В целом же принцип, по которому индуцируются литературой, фильмами или иными видами искусства наши фобии и обсессии, довольно прост: толчковому, индуцирующему фрагменту сюжета достаточно найти брешь, триггер, locus minoris resistentia в вашей психологической броне — и ударить именно туда. Туда, где вы чувствуете за собой слабину, червоточину или невозможность контролировать ситуацию. А уж если в характере присутствует хоть капелька мнительности, тревожности или склонности давать обсессии как таковые - всё, можно считать, зерно упало в благодатную почву. А дальше, особенно, повторюсь, если ассоциативный ряд довольно богат, вы сами всё доделаете.
Вот вам пример индукции навязчивой, или обсессивной симптоматики, коим поделился со мною один из читателей. Письмо это я привожу с его любезного позволения:
Для контекста уточню - мальчик я уже не маленький, в свои 35 успел походить и по дедспейсу и по фаллауту и почитать-посмотреть ужастиков.
И даже состоять в литературном клубе. И все у нас было
зашибись, общались и обсуждались, играли в настолки.
Пока нам не попалась одна дрянная книжка, типа сборника городских
ужастиков и легенд.
И вроде тоже ничего ужасного - расчлененочка, пропадающие люди, вечные двери и другие псевдо-реалистичные истории.
Но вот дошли мы до части про муравьиного бога, и чет как-то поплохело после нее, притом, как показала практика, не мне одному.
Собственно саму историю и ссылку приводить сразу не буду, там довольно таки много текста да и вряд ли у вас есть время читать сказки до
обсуждения общей сути проблемы.
Собственно сама суть по сути про то, как чуваку становилось все херовее и херовее после того как он узнал об этом самом боге.
И чудились ему муравьи везде, и кушать он не мог еду, что не в герметичных пакетиках, пока собственно не поехал крышей и не попал в дурку.
Вроде ничего примечательного, но вот после нее на следующей день чет никто из присутствовавших бутербродики уже не ел.
Меня накрыло через день после - когда мне рили потребовалось прилагать не нулевые усилия чтобы не искать в хлебе муравьиные жопки.
Или не проверять воду на просвет на наличие в ней плавающих насекомых.
И картинка перед глазами как-то "посерела" и вообще жить
стало вдруг печальненько и напряжненько.
Т.к. выключаешь ты свет перед сном и прям блевать тянет от
появляющихся картинок якобы кишащих на стене муравьишек.
К концу первого дня я дошел до мысли что если ща буду скидывать их с себя или стен - то пора будет самому ехать в дурку сдаваться.
По этому сначала убедил себя что я для них не съедобный и не вкусный, потом добавил стаю летучих мышей, чтоб летали вокруг и жрали засранцев.
Благо воображение хорошее и позволяет проделывать такие фокусы.
Стало несколько легче, хотя и потребление моральных ресурсов увеличилось как и усталость.
Но собственно время выиграл и хорошо.
Потом сам же казнил это божество для своего же мира, прибив гвоздями к стенке и убедившись что оно не оживет и постепенно "раствориться".
Пока не то что его останков, но и контура или ощущения его наличие вообще не останется в памяти или воображении.
Ну а дальше собственно пришлось перечитывать книжечку в одиночестве, чтоб встретиться с тем что там написано уже обдуманно и не испугаться.
Все участники опыта "чтения про муравьиного бога" чувствуют себя хорошо, никто не стремается хлеба в пакетиках и не ищет насекомышей на просвет.
Да и мысли о них уже в голову не лезут и из воображения их выкидывать не приходится как в первую пару дней.
Так что проблема, вроде как, решилась на волевых и самовнушении.
Но собственно меня с тех пор интересует вопрос: что за херня это была и почему три адекватных любителя ужасов и пощекотать себе нервы -
так жестко встряли в один рассказик на 50 страничек, что каждый по своему вылезал.
Вплоть до того что один напился в хлам чтоб вообще не вспомнить что было в тот вечер, хотя до этого в подобном замечен не был.
Вот такая история. Может быть, у вас самих есть свой собственный список мастеров индукции, которым в своё время удалось вас неприятно зацепить? Поделитесь? Страна должна знать этих токсичных героев.
Напомню, что четвёртая книга психиатрических баек уже вышла в печать.
P.S. Мой проект «Найди своего психиатра» работает в штатном режиме. Если так случилось, что нужен грамотный, опытный, а главное — внимательный и корректный психиатр — обращайтесь. Что ценно в сложившейся ситуации — большинство коллег ведут онлайн-приём.
P.P.S. Статьи по психиатрии, психологии и всему, что касается этого направления, мы решили дублировать в Яндекс Дзене — вдруг кому удобно смотреть их там
|
</> |