Стиляга, Маленькая Тушка, Свисток. Исполнилось 60-лет самолету Ту-134
sverdlovskavia — 04.08.2023В летней суете пропустил юбилей прекрасного самолета Ту-134, 29 июля 1963 года совершил свой первый полет опытный самолет Ту-124А. Да, Ту-134 является развитием пассажирского самолета Ту-124, в ходе глубокой модернизации двигатели были размещены на пилонах в хвостовой части, оперение стало Т-образным, обозначение Ту-134 самолет получил лишь в 1965 году.
На фото ниже самолет Ту-124 Ульяновского музея гражданской авиации.
Серийное производство началось в 1966 году на Харьковском авиационном заводе, первый коммерческий рейс по маршруту Москва - Адлер был совершен в сентябре 1967 года. После модернизации 1970 года появилась новая модификация Ту-134А, самолет получил удлиненный фюзеляж, установлены новые двигатели Д-30 второй серии с устройством реверса, немного выросла взлетная масса и пассажировместимость.
В 1980 году новая модификация Ту-134Б, в составе экипажа не стало штурмана, соответственно исчезла и остекленная носовая кабина.
Для военных была разработана модификация Ту-134УБЛ - учебно-тренировочный самолет для летчиков морской и стратегической авиации.
Существовала сельскохозяйственная модификация Ту-134СХ для наблюдения за состоянием почв, контроля посевов, выявления поражения посевов вредителями и так далее. На борту которого были установлены многозональные аэрофотоаппараты и топографический фотоаппарат.
Серийное производство Ту-134 было прекращено в 1984 году, за этот период было построено 854 самолета. В 2019 году была прекращена эксплуатация в гражданской авиации, но в ведомственной авиации самолет еще достаточно широко применяется.
Самолет горячо любим пилотами, в "народе" ему придумали множество прозвищ: стиляга, маленькая тушка, свисток и т.д. Ту-134 можно увидеть на постаментах и в музеях. Например один из бортов установлен в аэропорту Тюмени, в Кольцово или в музее авиации УГМК в Верхней Пышме.