Мой второй день рождения на Ту-154
sverdlovskavia — 21.07.2023Мой второй день рождения на Ту-154. Было это на тренировке, отрабатывали заход с механизацией, управляемой в ручном режиме (борт 85057) и после очередной посадки, пока самолёт бежал по полосе, новый экипаж пересел в кресла, кроме БИ. Новый КВС, развернул борт в конце полосы, и без читки карты дал команду на взлёт. Пустой Туполь взмыл как ракета, пилоты упёрлись в штурвалы "от себя". Только и успел крикнуть :
"Стабилизатор" и командир мгновенно перевёл задатчик. Стабилизатор начал перекладываться на - 1,5 и самолёт медленно начал опускать нос.
Вместо положенных 600 метров - высоты круга, мы, за считанные секунды, набрали около 3000 метров, прошив несколько эшелонов и это в Московской зоне. Диспетчер, подчёркнуто вежливо, поинтересовался , всё ли нормально на борту и получив утвердительный ответ, дал команду на снижение.
Продвинутые эксперты, уже поняли, что стабилизатор, во время пробега и установки закрылков на 28 градусов, остался в посадочном положении -5,5, а в такой конфигурации, как нам сказали теоретики аэродинамики, Ту-154 летает секунды, потом сваливается. На КБН, после расшифровки, посмотрели углы и скорости.... , ещё не много и был бы "полный рот земли". Но и на этот раз обошлось.
О разборках, отмазах и проставах - это отдельная история. Но и этот случай, как и многие другие "косяки", в конце концов, был "похоронен" внутри лётного отряда. С этого дня, дату тренировки, считаю своим вторым Днём рождения.... Берегите себя, обязательно читайте карту. Хотя до плоского штопора не дошло, но жить нам оставалось секунды.... Мы, от косяка, даже не "отмазывались". "Лётчик жив, полёт удался... ))) " . Просто накрыли поляну и бахнули за наш фарт, Ту-154, Внуково и удачу всего Гражданского флота.
Рассказал Гурьев Владимир