Стильное кино: 8 женщин/8 femmes (2001) Франсуа Озона
make_your_style — 06.01.2017Действие происходит в 50-ых годах. Члены семьи собираются в большом буржуазом загородном доме, чтоб отпраздновать Рождество. Предпраздничная идиллия нарушается убийством хозяина дома.
Франсуа Озон: Много лет я мечтал сделать фильм о женщинах. И случайно в мои руки попалась пьеса ныне забытого бульварного драматурга Робера Тома, звездный час которого пришелся на 70-ые годы. Свое состояние он сделал благодаря тому, что А.Хичкоку приглянулась одна из его пьес и он купил ее для постановки в кино, но не успел реализовать этот проект.
(Зато советский фильм "Ищите женщину", не принес Тома ни копейки, что справедливо, потому что его авторы тоже не заработали на нем голливудских денег, а только зрительскую любовь. Да и вообще, Тома эту историю вовсе передрал с английского образца, а не сам придумал.)
От пьесы я взял только ситуацию и детективную интригу, которую упростил. Но постарался добавить юмора и глубины в эту историю, и осовременить семейные отношения между персонажам, усилить их соперничество. Мне хотелось нарисовать групповой портрет, а не концентрироваться на каждой индивидуальности.
Я хотел сделать и комедию, и детектив в духе Агаты Кристи, и не очень серьезное размышление о женщинах. Я хотел сделать не просто детектив, но аллегорический портрет мира кино.
Каждая актриса у меня ассоциировалась с цветком, например, Фирмин Ришар - с подсолнухом. Хотя первоначально - с домашней птицей, например, Эммануэль Беар - с индюшкой. Но потом я спохватился и стал более галантным. Я даже просил советов у Катрин Денев, она обожает ботанику.
Это антинатуралистичный фильм, он превозносит искусственность над естественной женской красотой. Все актрисы должны были быть прекрасны и заставлять зрителя мечтать.
То, что действие происходит в 50-ые, делает более убедительными ситуацию изоляции и все остальные невероятные пертурбации в фильме, которые в настоящее время показались бы искусственными. Поэтому в нашем фильме много отсылок к кино 50-ых, в меньшей степени французскому, которое тогда было черно-белым, в большей - к Голливуду эпохи Техноколора, к искрометным мелодрамам Д.Сирка и к музыкальным комедиям В.Минелли.
Дизайнер по костюмам Паскалин Шаванн рассказывает: Конечно мы заботились о правдоподобии костюмов, но речь не шла об исторической реконструкции. Мы позволяли себе вольности. Наш выбор прежде всего определяли взаимоотношения между женщинами, потому что костюмы были оружием в их соревновании между собой.
Образ персонажа Катрин Денев вдохновлен мелодрамами Ланы Тернер,
Фирмин Ришар - служанкой из американского фильма "Magnificent Obsession" (1954) Дугласа Сирка,
Даниель Дарье - свекровью из фильма "Madame X"(1966),
а для образа Фанни Ардан мы вдохновлялись Авой Гарднер в "Босоногой графине"(1954) Дж.Манкевича и Сид Чарисс в "Театральном вагоне" (1953) В.Минелли.
Эммануэлль Беар носит в фильме малодостоверное платье горничной с утянутой корсетом тонкой талией и широкой юбкой, и ботиночки, которые отсылают к Бунюэлю.
Самой большой трудностью было превратить Изабелль Юппер в суровую старую деву.
Для Виржини Ледуайен я нашла шапочку-перчик от Диора в тон ее костюму в розовых тонах оттенка Барби.
http://www.ecrannoir.fr/
http://www.ladepeche.fr/