рейтинг блогов

Гуглинг: кому он простителен?

топ 100 блогов olga_srb18.12.2024 Возможно, основная причина связана с тем, что нельзя присутствовать одновременно в двух местах, а не с отсутствием интереса к данной теме. С другой стороны, выбирая одно место из двух, каждый сделал осознанный выбор, руководствуясь личными профессиональными предпочтениями. Удивительно, но вчера слушатели массово предпочли посетить многочисленные секции, затрагивающие практические вопросы оказания медицинской помощи и демонстрирующие технологии работы при различных заболеваниях, в то время как проблемы коммуникации в диаде специалист-пациент остались за бортом их внимания.


А я очень рада, что пришла на секцию, где обсуждался один из важнейших, на мой взгляд, вопросов: как снизить тревогу пациента и повысить его доверие.

По сути, речь шла о комплаентности – явлении, с которым сталкивается каждый, даже не зная этого термина.

Иными словами, это готовность следовать рекомендациям, приверженность предписанному лечению, правильное представление о своем заболевании, готовность быть партнером врача на непростом пути к выздоровлению.

Очевидно, что повышение комплаентности начинается с доверия: если больной сомневается в квалификации врача, он ему не доверяет.

И самой главной причиной отсутствия доверия являются отнюдь не качества конкретного специалиста, а предубеждения относительно всего медицинского сообщества и так называемый гуглинг – активный поиск информации медицинского характера в интернете (чаще всего – на ресурсах, далеких от доказательной медицины), который завершается ложным чувством обретения знаний.

Именно о том, как устанавливать доверительный контакт, как разговаривать с пациентом, чтобы он чувствовал уверенность в благоприятном исходе, и какие барьеры коммуникации следует преодолевать в первую очередь, и шла на секции, на которой, кроме меня и докладчиков, присутствовало от силы десять человек.

Гуглинг: кому он простителен? googling1.JPG

А зря!

Тема важная и малоизученная не только у нас, но и зарубежом.

Спикеры представили развернутый обзор международных и отечественных исследований и рассказали о собственных научных проектах, к которым, кстати, можно присоединиться.

Один из них связан с масштабным опросом пациентов неврологического и нейрохирургического профилей. Все вопросы так или иначе связаны с восприятием специалистов в глазах больных, и на один из них я предложу ответить вам в конце поста.

Предварительные результаты свидетельствуют о том, что половина пациентов, практикующих гуглинг, справляются о своих симптомах в интернете не для того, чтобы козырнуть обрывочными знаниями на приеме (хотя есть и такие), а для того, чтобы сделать будущую консультацию более продуктивной и использовать каждую минуту общения с профессионалом с наибольшей пользой для себя.

Приходя в клинику (частично) подготовленными, такие пациенты лучше усваивают информацию, которую дает им специалист, и в дальнейшем демонстрируют достаточно высокую комплаентность.

Примечательно, что большинство специалистов нейтрально или положительно относятся к любознательности своих пациентов и не считают гугл и другие поисковики конкурентами.

Около 45% пациентов, получив назначения, перепроверяют их правильность в интернете, и около 20% делают это на постоянной основе…

Можно по-разному относиться к этому явлению, но не стоит забывать о его существовании.

А вот обратная ситуация – когда за справочной информацией к интернет-ресурсам обращается врач – вызывает у подавляющего большинства пациентов отрицательное отношение.

И речь не идет о неграмотном специалисте, который «гуглит» заболевание!

В последнее время идет постоянное пополнение и обновление базы клинических рекомендаций и всевозможных регламентов. Никакая голова не в состоянии знать их все на память, поэтому в ряде случаев специалисту, действительно, необходимо уточнить отдельные моменты ведения пациента, зайдя, к примеру, в текст рекомендаций.

Для пациента же это всегда минус в репутацию специалиста, даже если последний объяснит, зачем открыл ноутбук. Объяснения будут трактованы как обман, а заминка – как доказательство низкой квалификации.

Условно «простить» некоторые пациенты (21% опрошенных) готовы молодых врачей и «того, кому доверяю».

А вы? Если вы придете на консультацию, касающуюся состояния вашего соматического или психического здоровья, и специалист, помимо прочего, полезет в интернет, чтобы получить необходимые ему сведения, как вы отнесетесь к описанной ситуации? Станет ли для вас его интерес свидетельством низкой квалификации? Или вы отнесетесь к этому действию спокойно, понимая, что невозможно помнить всё, что требуется для выполнения профессиональных обязанностей?

Кому из специалистов вы «простите гуглинг»?

View Poll: #2134284

Оставить комментарий

Предыдущие записи блогера :
Архив записей в блогах:
Тотем Олень Будьте нежны сами с собой! И добры ко всему сущему на свете! Однажды Олень услышал зов Бога со Священной Горы. Олень немедленно пустился на зов. Он не знал, что ужасный демон охранял, путь к Богу. Демон хотел, чтобы все Божьи существа ...
У нас с Робертом произошла очередная годовщина свадьбы (с кем ни случается), и по этому поводу мы решили удрать из дома и пойти в один из любимых респектабельных ресторанов. После всех стандартных обменов любезностями, официант сообщил нам про блюда дня. Из того, что мы поняли, это был ...
Доклад Елены Лукьяновой. Проблемы судебной системы наиболее ярко видны на примерах абсурдных судебных решений. Такие решения случаются в каждой стране. Например, судья, который постановил выплатить 2,9 млн долларов компенсации старушке по имени Стелла Либек («горячей» бабуле) — за ...
Чем ты на самом деле думаешь, и как сделать апгрейд умаМОЗГ — ЭТО СЕРОЕ ВЕЩЕСТВО МИФМозг живого человека на самом деле светло-коричневый с розовым оттенком. Серый цвет свидетельствует об отмирании клеток коры головного мозга. То есть серый мозг ...
Хамство в России - больше, чем хамство?! Я не был на Западе, не знаю, как там. Если судить по фильмам, на Западе хамства должно быть много тоже. Но я всегда подчёркиваю: живу в России, потому сильней волнует "наше хамство". Вроде, смотрю на людей - могут и культурно, и вежливо, и одеты ...