
Гуглинг: кому он простителен?

А я очень рада, что пришла на секцию, где обсуждался один из важнейших, на мой взгляд, вопросов: как снизить тревогу пациента и повысить его доверие.
По сути, речь шла о комплаентности – явлении, с которым сталкивается каждый, даже не зная этого термина.
Иными словами, это готовность следовать рекомендациям, приверженность предписанному лечению, правильное представление о своем заболевании, готовность быть партнером врача на непростом пути к выздоровлению.
Очевидно, что повышение комплаентности начинается с доверия: если больной сомневается в квалификации врача, он ему не доверяет.
И самой главной причиной отсутствия доверия являются отнюдь не качества конкретного специалиста, а предубеждения относительно всего медицинского сообщества и так называемый гуглинг – активный поиск информации медицинского характера в интернете (чаще всего – на ресурсах, далеких от доказательной медицины), который завершается ложным чувством обретения знаний.
Именно о том, как устанавливать доверительный контакт, как разговаривать с пациентом, чтобы он чувствовал уверенность в благоприятном исходе, и какие барьеры коммуникации следует преодолевать в первую очередь, и шла на секции, на которой, кроме меня и докладчиков, присутствовало от силы десять человек.

А зря!
Тема важная и малоизученная не только у нас, но и зарубежом.
Спикеры представили развернутый обзор международных и отечественных исследований и рассказали о собственных научных проектах, к которым, кстати, можно присоединиться.
Один из них связан с масштабным опросом пациентов неврологического и нейрохирургического профилей. Все вопросы так или иначе связаны с восприятием специалистов в глазах больных, и на один из них я предложу ответить вам в конце поста.
Предварительные результаты свидетельствуют о том, что половина пациентов, практикующих гуглинг, справляются о своих симптомах в интернете не для того, чтобы козырнуть обрывочными знаниями на приеме (хотя есть и такие), а для того, чтобы сделать будущую консультацию более продуктивной и использовать каждую минуту общения с профессионалом с наибольшей пользой для себя.
Приходя в клинику (частично) подготовленными, такие пациенты лучше усваивают информацию, которую дает им специалист, и в дальнейшем демонстрируют достаточно высокую комплаентность.
Примечательно, что большинство специалистов нейтрально или положительно относятся к любознательности своих пациентов и не считают гугл и другие поисковики конкурентами.
Около 45% пациентов, получив назначения, перепроверяют их правильность в интернете, и около 20% делают это на постоянной основе…
Можно по-разному относиться к этому явлению, но не стоит забывать о его существовании.
А вот обратная ситуация – когда за справочной информацией к интернет-ресурсам обращается врач – вызывает у подавляющего большинства пациентов отрицательное отношение.
И речь не идет о неграмотном специалисте, который «гуглит» заболевание!
В последнее время идет постоянное пополнение и обновление базы клинических рекомендаций и всевозможных регламентов. Никакая голова не в состоянии знать их все на память, поэтому в ряде случаев специалисту, действительно, необходимо уточнить отдельные моменты ведения пациента, зайдя, к примеру, в текст рекомендаций.
Для пациента же это всегда минус в репутацию специалиста, даже если последний объяснит, зачем открыл ноутбук. Объяснения будут трактованы как обман, а заминка – как доказательство низкой квалификации.
Условно «простить» некоторые пациенты (21% опрошенных) готовы молодых врачей и «того, кому доверяю».
А вы? Если вы придете на консультацию, касающуюся состояния вашего соматического или психического здоровья, и специалист, помимо прочего, полезет в интернет, чтобы получить необходимые ему сведения, как вы отнесетесь к описанной ситуации? Станет ли для вас его интерес свидетельством низкой квалификации? Или вы отнесетесь к этому действию спокойно, понимая, что невозможно помнить всё, что требуется для выполнения профессиональных обязанностей?
Кому из специалистов вы «простите гуглинг»?
|
</> |
