Стиль в фильме "Майор Гром: Чумной Доктор" (2021)
selyanka1 — 18.11.2021В этом году на экраны вышел российский супергеройский фильм "Майор Гром: Чумной Доктор" режиссёра Олега Трофима, основанный на серии одноимённых комиксов российского издательства Bubble Comics. И хотя лично я комиксы не люблю, а американских супергероев из всяких вселенных вообще не выношу на дух, но этот фильм настолько другой, что мимо пройти и не написать о нем просто невозможно.
Более того, фильм несет в себе посыл, содержащий упрёк в сторону российской оппозиции и ситуации с использованием соцсетей для раздувания протестов - главный злодей в фильме, взявший на себя роль вершителя правосудия и ставший в результате обыкновенным убийцей, хоть и в костюме "супергероя" Чумного доктора, - IT-миллионер и филантроп Сергей Разумовский, основатель социальной сети Vmeste.
Художником по костюмам выступила Анна Кудевич, ранее занимавшаяся фильмами "Хардкор" и "Китобой". В проект ее пригласил режиссер,Олег Трофим, a подготовка костюмов к фильму началась чуть менее двух лет назад, позапрошлой весной (2019 год).
А согласилась она на работу в фильме с подобной историей в России, потому что ей интересно работать с Олегом Трофимом. Он приветствует наличие диалога между собой и художниками, открыт к любым предложениям, если ты сможешь их обосновать, готов идти на риски в попытке избежать штампов. Да и попробовать сделать то, чем Анна Кудевич ранее никогда не занималась, — тоже задача любопытная.
При работе над фильмом вся съемочная группа, включая художника по костюмам, ориентировались на оригинальный комикс, осознавая, что у преданных поклонников "печатной версии" есть ожидания, связанные с воплощением любимых героев в фильме, однако многое в образах и переосмысливали, поскольку реальность рисованная и та реальность, которая рождается на экране, — они требуют разного подхода.
Майор Игорь Гром
Поскольку в комиксе кепка и кожаная куртка для Грома хрестоматийны, то их и сохранили, а остальное подбирали, исходя из множества факторов — что будет хорошо смотреться на Тихоне Жизневском, что органично впишется в создаваемый нами альтернативный Петербург, что будет уместно сейчас, в 2021, но и не устареет спустя несколько лет.
Куртке и кепке как двум главным вещам из гардероба Грома уделяли особое внимание
Куртка не должна была быть чересчур эксцентричной и выделяющейся, чтобы вписываться в окружение в кадре, но при этом также не быть заезженным элементом одежды, который зритель видел много раз до этого.
Кадр из фильма "Майор Гром: Чумной Доктор"
Джинсы и обувь для актера покупали, а куртки шили.
Так как куртка Грома — это фактически его второе лицо или, если хотите, вторая кожа, искали прототип долго и усердно.
"Как она должна выглядеть и где её искать, я не знала, но идти за ней в торговый центр была не готова. Этот предмет гардероба Игоря Грома – даже не одежда, это его вторая кожа, и никто в зрительном зале не должен сказать: "У меня такая же дома в шкафу висит", – поясняет Анна Кудевич.
В винтажном магазине Kings of Denim Анна Кудевич наконец нашла то, что было нужно. Чуть изменив лекала, она тонировала кожу в нужный оттенок и отшила 9 вариантов одной и той же куртки для разных сцен, Были куртки с незаметной подкладкой и утеплителем для натурных сцен, без подкладки — для интерьера, чуть увеличенные в размерах для трюковых сцен, чтобы под куртку можно было надеть защиту для каскадера, а также куртка для дублера
Кепку Грома также искали и в Москве и в Петербурге, пересмотрев все доступные варианты в обоих городах, но даже когда её нашли, её затонировали, так как узор на шерсти у выбранной кепки оказался чересчур контрастным.
Еще для кепки Грома были сделаны резинки, чтобы она не падала с актёра во время трюков.
Кадр из фильма "Майор Гром: Чумной Доктор"
А, когда покупали обувь, то скупили все доступные нужных размеров Blundstone и в Питере, и в Москве
Кстати, для Грома у сьемочной группы был шуточный референс – Брэд Питт из "Бойцовского клуба" и "Большого куша", – такой сухой, с проработанными жилами.
Два фото слева Брэд Питт в виде гопника в "Бойцовском клубе", два фото справа Брэд Питт в виде еще худшего гопника в "Большом куше". Впрочем, когда он без одежды, он действительно "сухой, с проработанными жилами", Тихону Жизневскиму для похожей фигуры в фильме пришлось похудеть и позаниматься спортом.
Слева блогер и журналистка Юлия Пчёлкина из комикса, справа образ, созданный в фильме Любовью Аксёновой
Было множество дискуссий на тему того, как она будет выглядеть: насколько современной ей следует быть, насколько ее стиль должен импонировать молодому зрителю фильма и должен ли род деятельности Пчелкиной считываться по тому, как она одевается. В конце концов родился образ хамелеона — Юлия принимает тот облик, который поможет ей оптимально быстро и результативно добиться поставленной задачи в каждой конкретной ситуации.
Кадр из фильма "Майор Гром: Чумной Доктор"
В отборе одежды Пчёлкиной участвовала в том числе и сама Аксёнова.
Кадр из фильма "Майор Гром: Чумной Доктор"
"Не менее скрупулезно проходил поиск внешнего вида моей героини. Художник по гриму Игорь Бойко предложил яркие, необычные решения. И было большим удовольствием приходить каждое утро на грим, несмотря на то, что он занимал около двух часов. Сидеть на месте длительное время – не мой конёк, но тут я была готова сидеть столько, сколько нужно", – добавляет Любовь Аксёнова.
Каждый из вариантов одежды Юлии Пчёлкиной так или иначе отсылает к образам из различных культовых фильмов: Тринити из "Матрицы", Лилу из "Пятого элемента", Матильды из "Леона" и Мии Уоллес из "Криминального чтива".
Слева направо Тринити из "Матрицы", Лилу из "Пятого элемента", Матильда из "Леона" и Мии Уоллес из "Криминального чтива".
Самый роскошный вид у Юлии Пчелкиной в сцене открытия казино. Там на ней надет шикарный парик из бисера, созданный вручную, его подбирала художник по гриму. А платье съемочная группа приобрела у Александра Терехова, как раз накануне объявления о закрытии бренда это платье дали на съемку, и оно прекрасно на Любу село.
В одном эпизоде Юлия носит футболку с надписью "Редакция требует крови". Это отсылка к делу Голунова — точно такую же футболку носил Иван Голунов во время связанного с ним судебного разбирательства.
Слева кадр из фильма "Майор Гром: Чумной Доктор". Справа Иван Голунов во время судебного разбирательства.
Дмитрий Дубин
Слева Дмитрий Дубин из комикса, справа образ, созданный в фильме Александром Сетейкиным
Дима Дубин - стажёр и напарник Грома
Кадр из фильма "Майор Гром: Чумной Доктор"
Для создателей фильма Дима - очень интересный персонаж. Это такой нежный мальчик, и у него очень интересный путь эволюции - от персонажа, который самостоятельно не может делать ничего и который очень правильный, до персонажа, который получает свободу действий и может действовать самостоятельно
Кадр из фильма "Майор Гром: Чумной Доктор"
Перед художником по костюмам была поставлена задача сделать из Дубина такого молодого человека, глядя на которого у тебя не возникнет сомнений, что ему можно доверять. Оказалось, что найти одежду для такого образа не так-то и легко.
Например, в одной из сцен, когда Дима приходит к Игорю Грому и приносит ему шаверму, на нем надета, казалось бы, очень простая рубашка, но по утверждению Анны Кудевич времени на её подбор ушло очень много, она даже употребила выражение "я потратила очень много лет жизни на поиски именно такой рубашки"
Кадр из фильма "Майор Гром: Чумной Доктор". Та самая рубашка, которую пришлось так долго искать. А Тихон Жизневский демонстрирует фигуру под гопника Брэда Пита из "Бойцовского клуба"и "Большого куша".
Сергей Разумовский
Слева Сергей Разумовский из комикса, справа образ, созданный в фильме Сергеем Горошко
Комиксный Сергей Разумовский первоначально имел несколько общих черт с Павлом Дуровым, поскольку образ создавался по следам терок создателя Телеграм-мессенджера с российскими властями и всяких "протестных" историй с запуском бумажных самолетиков.
Кадр из фильма "Майор Гром: Чумной Доктор"
Но продюсер Артём Габрелянов рассказал, что в фильме было решено от этого отказаться, и киношный Сергей Разумовский похож на Павла Дурова настолько же, насколько он похож на Марка Цукерберга или Илона Маска – то есть, почти никак. Он добавил, что специально для фильма сценарий был написан таким образом, чтобы исключить любую политическую составляющую, так как в своё время создатели выслушали в свой адрес слишком много гадостей как с одной, так и другой стороны баррикад, поэтому в политические вопросы было решено принципиально не лезть
Кадр из фильма "Майор Гром: Чумной Доктор"
При разработке одежды Разумовского Аннa Кудевич ориентировалась на силуэт Джорджио Армани: у Разумовского высокая подчёркнутая талия, широкие брюки и объёмный верх.
Кадр из фильма "Майор Гром: Чумной Доктор"
Знаковыми стали, наверное, кроссовки Asics, которые он носит всегда, в любых предлагаемых обстоятельствах, будь то работа в офисе, презентация проекта или светская тусовка в честь открытия казино. Это его зона комфорта, расставаться с которой он не готов, даже если того требуют формальности.
Любимые кроссовки
Сергей Горошко, исполнитель роли Сергея Разумовского, перед съёмками попросил у съёмочной группы кроссовки своего персонажа, после чего носил их три месяца, чтобы они выглядели так, будто Разумовский носит их постоянно.
Кадр из фильма "Майор Гром: Чумной Доктор"
В фильме Разумовский по мере движения сюжета носит всё более тёмную одежду, чем авторы подчёркивают его падение во тьму.
Кадр из фильма "Майор Гром: Чумной Доктор"
Что касается образа главного маньяка и злодея — Чумного доктора, то его костюм делала отдельная команда, состоящая из очень большого количества специалистов разного профиля, так как он с технологической точки зрения очень сложный. О том, как создавался этот костюм, будет следующий пост
Полиция
Эскиз формы полицейского и кадр из фильма "Майор Гром: Чумной Доктор"
"С Олегом Трофимом мы уже работали вместе на рекламе, и впечатления от встреч с ним всегда оставались самые приятные. Поэтому, когда он позвонил мне с предложением поучаствовать в проекте "Майор Гром", я обрадовалась, – признаётся художник по костюмам Анна Кудевич. – О вселенной комикса про Майора Грома я не знала ничего. К моменту нашего с Олегом разговора я успела прочесть только пару первых страниц сценария, где описывалась погоня, и поняла лишь, что главный герой служит в полиции. Работать с существующей формой полиции я, честно говоря, не люблю, поэтому вопрос Олегу задала один единственный: "Ты же меня не про ментов русских кино снимать зовешь?" Олег уверил меня, что нет, что будем решать другие творческие вопросы. И не обманул: творческих вопросов оказалось предостаточно". "При создании "новой" полицейской формы мы не побоялись прямых заимствований, наоборот, стремились сделать её максимально культурно унифицированной, так как именно это является основной чертой современности в мире в целом. Нам хотелось, чтобы полиция Петербурга выглядела более привлекательно, на форму которой ты смотришь и думаешь: я бы надел", – говорит Анна Кудевич.
В итоге было изготовлено 40 комплектов уличной формы и около 50 комплектов офисной формы полицейских.
Дизайнеры и художники хотели придать полиции больше красоты и лоска. Это нашло отражение как в форме, так и в интерьере полицейского участка
Огромное внимание было уделено даже таким" мелочам", как вид визитки полицейских. "Перед нами стояла задача освежить существующую символику полиции, сделать её похожей на реальную, но при этом – новой и уникальной, – рассказывает дизайнер Александр Пестов. – Мы перебрали около пятидесяти вариантов, и в итоге остановились на самой простой версии. Символика полиции используется на многих вещах и предметах: основной герб, который висит в полиции, огромная наклейка на полу в участке, шеврон в оформлении автомобилей, полицейская форма, кружки, визитки и многое другое".
Кадр из фильма "Майор Гром: Чумной Доктор"
Анна Кудевич рассказала, что в фильме был создан образ полиции будущего, хотя ничего футуристичного в этом нет. Художник понимала, что у некоторого количества зрителей возникнет претензия к тому, что это выглядит американизированно. Но у художников была другая цель — унифицированность. А в массовой культуре мы, скорее всего, привыкли видеть именно западных полицейских.
"С актёрами на проекте мне очень повезло: они все были максимально отзывчивыми и готовыми идти на диалог, слушать и слышать. Ни разу никто из них не закапризничал, сказав: "Я такое не ношу" или "Это некрасиво, мне не нравится", – вспоминает Анна Кудевич. – Подход был осмысленным, мы не говорили про одежду, мы обсуждали героев, которых им предстоит сыграть. А я пыталась найти те вещи, которые бы помогли актёрам своих героев раскрыть, оживить, создать характеры, которые бы не оставили зрителя равнодушным".
Отсюда Отсюда Отсюда