Костюмы фильма "Дуэлянт" (2015) и русский готический стимпанк
selyanka1 — 11.11.2021В 2015 году по заказу кинокомпании Columbia Pictures в России был снят довольно странный, хоть и по-своему очень красивый фильм "Дуэлянт".
Фильм красив, мрачен, угрюм и грязен. В нём шикарно показано насилие, есть секс, но нет романтики, и абсолютно никто из героев не вызывает никаких теплых чувств. На экране видишь вроде как Петербург, а в голове все-время всплывает викторианский Лондон
В общем, какой-то фантазийный готический стимпанк.
Не стимпанк в его классическом виде, a стимпанк в некой русифицированной исторической версии. Еще и в стиле фэнтези.
То есть не ретро-футуризм со сменой времен, а нечто со сменой культур. Россия, показанная как викторианская Англия, как если бы что-то поменялась местами, в Петербурге исчезли русские просторы и стало откровенно тесно как на перенаселенном не особо то и большом острове. С массой лишних людишек, которым вроде как нечем заняться, и странного ошущения скуки, или как раньше говорили ennui, причем, скуки, показанной очень холодно и по-английски сдержанно, а не как в России - с надрывом
Кадр из фильма "Стимпанковский велодром"
Фантазийный готический стимпанк - жанр до такой степени в России непривычный, что многих зрителей эстетика данного фильма откровенно оскорбила. Ну действительно, очень странно смотреть на залитый грязью и водой темный и сумрачный Петербург XIX века.
Тем не менее, с точки зрения вот этого непривычного для России стимпанка фильм сделан шикарно
"Стимпанковское оружие"
Этот пост будет о костюмах, но, когда будете рассматривать картинки, посмотрите на интерьеры, на оружие, на странную руку, и попробуйте представить, что это стимпанк и взглянуть не фильм именно под этим углом, тогда фильм не будет выглядеть издевательством над российской историей, а будет выглядеть, как очень красивое произведение искусства, такая странная фантазия на тему России.
Кадр из фильма. Ну тут рука вообще без комментариев
Предлагаю компиляцию нескольких интервью, как создавались костюмы к фильму.
************************************************************************
“Дуэлянт” - образец “русского викторианства”, вдохновленная “Графом Монте-Кристо” и российским дуэльным кодексом, история мести отставного офицера с суперспособностями, который возвращается с Алеутских островов в серый, грязный Петербург, чтобы свести счеты с умучившим его мать графом.
Это костюмированная драма, которая предлагает оригинальный взгляд на эпоху и моду XIX века.
Кадр из фильма. Странные интерьеры в дополнение к странным платьям
Художником по костюмам фильма стала опытная Татьяна Патрахальцева, в послужном списке которой “Сталинград”, “Распутин” и десяток других картин. За работу в этом фильме Татьяна Патрахальцева получила в 2017 году Золотого орла и Нику.
При поиске визуального решения, — отмечает Татьяна Патрахальцева, — ключевую роль сыграли встречи с режиссером картины. У Алексея Мизгиревa было достаточно четкое видение и большое желание снять необычную костюмированную драму. Мы разговаривали, подбирали референсы — фотографии, живопись, обсуждали фильмы. Все было как бы на ощупь. Художественные фото, живопись, фешен-коллекции. Складывалась такая темная и сдержанная по цвету история. В эскизах художника-постановщика Петербург был другим, не реалистичным.
Алексея не интересовала историческая достоверность костюмов. Он добивался своего, вымышленного мира, в котором смешивались детали из разного времени, и прямо тащил за собой в этот необычный мир.
Во время встреч всплывали “Отверженные”, “Видок”, “Большие надежды”, но никаких прямых заимствований, конечно, не было. Мы искали собственный стиль. У меня сначала была сильная ломка. Действие картины происходило в середине XIX века, а Алексею очень нравились высокие воротники самого начала XIX века, и я все думала: “Как я протащу деталь из одной эпохи в другую?!” Но потом я расслабилась, и пошла работа. В результате мы намеренно смешали не эпохи, а моду 19 века. Что-то взяли из начала века, что-то из второй половины. Однако, все это сделано очень тонко и объединено общей цветовой гаммой и фактурой. На мой взгляд, благодаря режиссерскому замыслу получилось интересное и смелое художественное решение.
Кадр из фильма.
К выбору ткани Алексей Мизгирев подходил очень тщательно. Многое ему не нравилось. В конце концов, художники остановились на «блестящих» материалах, которые имеют эффектный вид при освещении, которое изменялось в зависимости от сцены.
Кадр из фильма.
У нас очень необычное костюмированное кино, — комментирует Патрахальцева, — с интересными цветовыми решениями и неожиданными ракурсами съемки.
Кадры из фильма.
Главным героям костюмы шили на заказ. Каждый элемент одежды предварительно находил отражение в виде эскиза, который задавал направление и стиль. Режиссёр ставил задачу сделать костюм продолжением личности персонажей.
Еще Мизгиреву были очень важны фактуры. К выбору ткани Алексей Мизгирев подходил очень тщательно. Многое ему не нравилось. В конце концов, художники остановились на “блестящих” материалах, которые имеют эффектный вид при освещении, которое изменялось в зависимости от сцены. Ткани должны были быть с каким-то переливом, интересным переплетением нитей, поблескиванием. Даже для военной формы. Простое гладкое сукно его не устраивало. В итоге нашлась ткань с ворсом, где ворсинки были неоднородно выкрашены. Из нее и было сшито где-то 80 комплектов офицерской формы. А костюмы героя были сшиты, в частности, из современного дорогого двухслойного льна с небольшим блеском.
Кадр из фильма.
Честно говоря, я чувствую больше свободы, работая над мужским костюмом. Собрать тройку из разных тканей — это же целое дело! Даже в магазинах мне интереснее мужские коллекции. Женский костюм, конечно, тоже очень интересен, но с героинями сложнее, потому что, как правило, мужчины-режиссеры хотят от женщины невозможного — невозможной красоты, невозможной эротики… Замучают с этим эротизмом!
Кадр из фильма.
Мизгирёв подчеркнул, что костюм Яковлева должен символизировать его закрытую и сильную натуру, — рассказала художник по костюмам Татьяна Патрахальцева. — Наш герой — железный человек, настоящий рыцарь, способный преодолеть себя и любые жизненные обстоятельства. В его костюме присутствует простота и чёткость, драматургически он никак не меняется по ходу развития сюжета, но становится легче.
Кадр из фильма.
Высокий воротник у героя Петра Федорова взят не из старинного костюма, а из современного; чтобы воротник держал форму, в него вставили проволоку. Мы смотрели фото с показов мод, и Мизгирев сказал: "Мне нравится вот это". Я его прекрасно понимаю: мне такая деталь тоже нравится, у героя сразу появляется свой характер. Как воротник определяет характер персонажа? Это же деталь, которая присутствует на каждом крупном плане, акцентируя ту часть лица, которую хочет показать режиссер. И на общий силуэт этот воротник отлично влияет!
Кадр из фильма.
Из современных же коллекций были позаимствованы меховые лацканы мужских пальто и пиджаков (у персонажа Владимира Машкова они сделаны из каракульчи) или фактурные ткани для костюмов массовки.
Кадр из фильма.
Что касается костюмов героини, то тут Мизгирев сразу сказал: “Никакого историзма, хочу голые плечи!” А вот то, что платьев без рукава в XIX веке не носили, неважно! И еще добавил, что его любимый модельер — Александр Маккуин. Как соревноваться с Маккуином? Копировать? Пришлось-таки пару раз… Конечно, ткани другие и исполнение… Точной копией это не назовешь.
В общем, начали делать первое платье, таскали Юлю Хлынину на примерки. Кстати, редкий случай в нашем кинопроизводстве — к сожалению, очень часто бывает так, что костюмы шьются только с одной примеркой, а дальше уже прямо в день съемки в ужасе все это на актрису надеваешь, пытаешься исправить по-быстрому недочеты. Иногда мастерам приходится шить, вообще не видя артиста. “Дуэлянт” в этом смысле был счастливым исключением.
Кадр из фильма.
И вот после окончательной примерки Мизгирев звонит и говорит: “Таня, знаешь, я не вижу нашу героиню в этом костюме”. По счастью, среди референсов был живописный портрет двух английских аристократок. И по этому образцу был сшит черный бархатный костюм, а к нему найден плоский антикварный головной убор. Это было приятнее — отталкиваться от исторического портрета, а не повторять вещь современного дизайнера.
Слева: костюм из фильма, справа: Джон Эверетт Милле. "Близнецы (Грейс и Кейт Хоар)", 1876 год
Но одно платье Маккуина все равно было сделано. Его сшила одна моя коллега, а другая посоветовала окунуть костюм в воду с разведенными акриловыми красками, чтобы сбить равномерность цвета. Это было лихо, потому что акрил ты уже фиг отстираешь!
Производственный бюджет картины позволил не экономить на актерах массовых сцен, как это часто происходит в российском кино. Для фильма было подготовлено несколько сотен костюмов. Одних только офицерских мундиров хватило бы для экипировки 70 офицеров.
Кадр из фильма.
Для артистов, задействованных в эпизоде с рынком и в других масштабных сценах, — рассказывает Патрахальцева, — мы брали напрокат костюмы в Испании. Там есть компания, которая обслуживает европейских и голливудских кинематографистов. У них в наличии восемь ангаров очень качественных костюмов различных эпох из хороших европейских кинопроектов. Что-то из одежды также взяли из других картин и с “Ленфильма”. Подобный “микс” обеспечил качество второго и третьего планов.
На съемках фильма. Никогда не догадаешься по внешнему виду, что это вообще может быть в России
Отсюда Отсюда