Стихотворение, с которым я выиграл городской конкурс поэтов
bad_newcomer — 24.05.2010 Я уже говорил, что у меня сложные отношения с поэзией.Я не понимаю большинство стихотворений, которые мне попадаются на глаза (мне все время кажется, что форма наступает на горло содержанию, ради красоты звучания авторы идут на компромиссы с самими собой в отношении смысла). Я вовсе не читаю стихов специально - за исключением разве что Бротигана и Уитмена.
Когда мне было восемь лет, я победил в городском конкурсе поэтов. У меня уже был до этого сборник коротких стихотворений - на пару с сестрой. Для меня написание их было сродни решению любопытной головоломки, до которых я по ту пору был весьма охоч.
Конкурс был приурочен к юбилею моего города (сейчас _ Снежинска, а тогда - Челябинска-70). Окрестных поэтов, зачастую весьма заслуженных и вообще членов союза писателей, призвали посвятить родине свежие оды, с тем, чтобы победителю достался ценный приз (на поверку - безобразного вида сборник произведений Мамина-Сибиряка). Мама, которая очень заботилась о моем всестороннем развитии и радостно пестовала во мне поэта, предложила попытаться и мне.
Вот что из этого вышло.
Итак, восьмилетний Милослав Чемоданов, пионер и знаменосец дружины, побеждает в городском поэтическом конкурсе со стихотворением под названием
Я ЗДЕСЬ РОДИЛСЯ
Есть город на моей большой планете,
На карте он случайно в точку слился.
Но нет роднее города на свете -
Я здесь родился!
Здесь всё, что гордо Родиной зовётся,
Здесь мамочка и с ней всегда легко.
Здесь то, что тихой грустью отзовётся,
Когда я буду где-то далеко.
Я город мой люблю. Людей люблю.
И даже если вовсе их не знаю,
В краях чужих счастливо узнаю,
Улыбку непослушную скрывая.
Мой ненаглядный, простодушный лес
Стоит, храня священно быль и небыль,
Скоплением чарующих чудес,
Вершинами держа большое небо.
В слепящей белизне тебя люблю,
Где белочке, не пряча восхищенья,
Я трепетно тропинку уступлю,
Чтя царственность её происхождения.
Люблю осеннюю непонятую грусть
В смешении с волнением весёлым,
Когда под золотой дорожки хруст
Спешу из лета в праздничную школу.
Люблю мой дом, мой солнечный квадрат,
Где мы живём светло и интересно,
Где я - любимый сын и младший брат
И только нашим книжкам мало места.
Кормушку на заснеженном окне,
В ней, словно желтогрудые сестрички,
Снуют в невкусном каменном пшене
Продрогшие и верные синички.
Как колокольчик, здесь поёт капель.
Сосульки здесь хрустальным украшением
Порадуют обманчивый апрель
Домов архитектурным завершением.
А лес живёт, и я в лесу живу,
Дышу восторгом солнечных делянок
И удивлённых глаз не оторву
От вдруг возникших жёлтеньких полянок.
Родное, нестоличное тепло!..
Я в город СВОЙ как нежный сын влюбился.
Ах, как же мне однажды повезло –
Я ЗДЕСЬ РОДИЛСЯ!
Критика. Помимо томика Мамина-Сибиряка
восьмилетний я получил ряд весьма скептических оценок со стороны
поэтов-конкурентов, если можно так высказаться. Они не только
отнеслись к присуждению мне первого места как к личному
оскорблению, но и высказывали свое недовольство решением жюри и
моим скромным стихотворением через местную прессу. Сейчас могло бы
показаться, что главным недостатком произведения является его
большеглазая восторженность, но как раз это тогда считалось
нормальным явлением - и уж тем более в пионерской поэзии, свойской
великим поэмам о великой войне и не только. Более всего
поэтов-конкурентов возмутило присутствие в тексте слова "мамочка".
В общей своей массе они нашли этот прием злостно спекулятивным: ну
как можно не умереть от умиления, когда зеленоглазое дитя называет
мать мамочкой? Но можно ли давать первое место за
трогательность? И тут стоит согласиться: будучи уже
взрослым восьмилетним мальчиком я, конечно, не использовал в
повседневном лексиконе это ужасное слово. А стихотворение я писал,
повторюсь, в точности так, как, на мой взгляд, это было правильно -
мой мозг маленького математика не без ловкости облачил
патриотический посыл в форму стилизации под произведения из золотой
коллекции школьной программы. (Пример: есть пропасть между тем, как
мы описываем книгу в школьном сочинении и тем, как рассказываем про
нее друзьям - язык совершенно различный. В детстве нас учат писать
правильно, а не честно или хотя бы, на худой конец,
понятно).
Как бы там ни было, изучая тогда едкие критические отзывы, а также
произведения, проигравшие в том году моему (клянусь, большинство из
них действительно были хуже), я все больше думал о том,
что и я, и они в чем-то схожи. Мы - не поэты. А стихи - не
математика. С тех пор я никогда не писал стихов.