Stephen Sayadian. От «Cafe Flesh» до «Dr. Caligari»
pasha_popolam — 15.02.2022Вот жил я раньше, смотрел себе спокойно Бергмана и Тарковского и горя не знал. Но если начнешь смотреть трэш, он затянет тебя черт-те куда… А начиналось все с эксплуатации 70х, европейской и американской, по большей части секс-эксплуатации, потому как практически любой b-movie по определению содержал в себе эротику – хоть с неграми, хоть с тачками, хоть с зомьбями. И добрался я со временем до Фрэда Олена Рэя, а из его фильмов узнал о существовании такой «мега-звезды» как Мишель Бауэр, а уже просматривая ее внушительную фильмографию наткнулся на фильм Саадяна «Кафе Плоть», ну и на самого Саадяна естественно. Нет, ну я конечно слышал краем уха о таком явлении как «порношик», о скандале с «Deep Throat» и т. п., но глубоко в эту тему не лез.
И тут мне попадается фильм, синопсис которого ломает все мои прежние представления о здравом смысле и пределах допустимого бреда… и это даже в сравнении с творениями Джесса Франко, после просмотра которых я был уверен что снизу уже никто не постучит… Впрочем синопсис синопсисом, а сам фильм в общем оказался вполне смотрибельным. Это я о «Cafe Flesh». Но вначале о самом режиссере. Стивен Саадян был реально разносторонним чуваком, режиссерская деятельность была только небольшой частью его творческих интересов. Начинал он как креативный директор в Larry Flynt Publications, занимался продвижением сетевого тв, MTV и театральными постановками. Плюс ко всему работал в качестве арт-директора некоторых печатных изданий и сам баловался сценариями и статьями в толстых журналах.
Однако широкую известность в узких кругах, чуваку принес кинематограф. А именно постановка арт-порн-пост-апокалипсиса «Cafe Flesh», снятого уже на излете эпохи «порношика», а так же сценарий к еще одному известному фильму «Nightdreams» 1981 года и съемки совсем уже арт-сюра «Dr. Caligari» в 1989.
Итак, долгожданный атомный пиздос таки случился. Действие фильма происходит в бункере отделенном от внешнего мира толстенной круглой переборкой видимо снятой с подземных хранилищ американского ЦБ. Внутри не правительство и не секретная лаборатория, а самое нужное заведение в условиях ядерной зимы – порнографическое кафе с говорящим названием «Плоть». Дело в том, что если кто не знал, самые суровые последствия атомного апокалипсиса вовсе не лучевая болезнь и не парниковый эффект, а странное сексуальное расстройство вызывающее тошноту и рвоту при любой попытке перепихнуться… да, да, все в точности так как при сильном алкогольном отравлении. В общем все плохо. У 99% населения оказалось в этом смысле все очень запущено, во вселенной фильма такие обозначаются как секс-негативы. Но остались и нормальные, всего 1% - секс-позитивы.
Уж не знаю чем занимаются граждане долгими ядерными днями (об этом в картине ничего не сказано), но долгими ядерными ночами граждане приходят в кафе «Плоть», попить пивка и поностальгировать глядя на то как избранные счастливчики шпилятся на сцене самым причудливым способом. Все это до безобразия напоминает современные тв-шоу, если кто не забыл как они выглядят: полная студия озабоченного заработать штуку народу пялится, потеет и молча завидует тому как наряженные в блестки, веселые до тошноты «звезды» два-три часа снашают зрителям их несчастные мозги, получая при этом кроме удовольствия еще и бабло. В качестве ведущего некий позер по имени Макс-Мелодраматик. Раньше Макс работал на авто-мойке, а теперь он «позитив» и ацки глумится над публикой.
В первой хардкор-сцене публика имеет счастье наблюдать как некая домохозяйка в халате, вяжет сидя в кресле. На заднем плане слышен плач ребенка. Далее на заднем плане возникают три лысых мужика, в детских слюнявчиках и чепчиках. Мужики сидят в детских креселках, перед ними тарелочки, а в руках здоровенные мосолыги. Мужики херячат мослами по тарелочкам в четком ритме. Тут возникает мужик в костюме крысы, со здоровенным хвостом и корзинкой молока, типо это молочник. Домохозяйка с «крысой» исполняют некий танцевальный петтинг плавно переходящий в оральный секс.
Среди публики обнаруживается парочка постоянных посетителей Ник и Лана. Ник постоянно порывается уйти, ему зрелище явно не заходит, а вот Лана явно не против поглазеть. Среди прочего выясняется что подписан некий гигант по имени Джонни Рико. Еще в числе посетителей обнаруживается некая Энджел из Вайоминга, новенькая даже и не знала что люди могут вот так вот прям…
Вторая хардкор-сцена разворачивается на фоне изображения нефтяных вышек. Справа сидит голая секретарша, она печатает на машинке и время от времени произносит что-то типа «Мне напечатать меморандум?». Слева стоит большой планшет с графиком стремящимся круто вверх. На письменном столе лежит полуголая девка, а вокруг пританцовывает мужик в деловом костюме и с картонным карандашом надетым на голову. Под бодрый синти-поп девка начинает шпилится с «карандашом», прям на письменном столе.
Ник и Лана покидают заведение. Дома Ник пытается нахлобучить жену, но… она вызывает у него лишь только рвотные позывы… как это все знакомо… и без всякого апокалипсиса…
Далее идет лесбо-сцена с двумя девками, одна из которых в стилизованных генеральских погонах, а вторая в форме морячка и труселях с цветами американского флага. Все происходит под вой сирены и дикий например смех.
В заведение между тем врываются некие люди обозначенные как
приставы. Они хватают девушку из Вайоминга, по имени Энджел и
утаскивают под ее протестующие вопли. Объясняется это тем что
правительство берет под свой контроль рождаемость всех
оставшихся позитивов и распределяет их по заведениям типа кафе
«Плоть», для не пыльной работы в качестве порно-звезд.
Далее мы уже видим некую арт-оргию в эстетике бродвейских мюзиклов, с телефонами автоматами и руками торчащими прямо из сцены, отщелкивающими ритм. Все это смутно напоминает известную сцену фильма «Карнавал». В главной роли та самая «девственница» из Вайоминга.
В последней сцене с гигантом Джонни Рико, напоминающей акробатический этюд, Лана не выдерживает и разоблачает себя как позитива. Лана бросает нахрен Ника и бежит прямо в объятия Рико, происходит так сказать кооптация в звезды сцены, а Ник отс… остается в глубокой печали по потерянной любви. Согласитесь, этот финал пожалуй самый неожиданный для порно, даже неожиданней чем нежели бы они там поженились.
В целом фильм производит впечатление довольно неожиданной драмы с оригинальным сюжетом, в ярких декорациях и стилистике экспрессионизма. Хардкор эпизоды составляют меньше половины экранного времени и местами выглядят как приложение к основному сюжету, а не наоборот. Тем не менее фильм я категорически никому не советую, ибо сам являюсь добропорядочным гражданином, а вовсе не подонком. Что же касается общего впечатления, то посмотрев еще один фильм Саадяна «Dr. Caligari», я понял откуда взялась эта экспрессия. Это все довольно оригинальное фанатское переосмысление немецкого немого экспрессионизма и главным образом «Das Cabinet des Dr. Caligari».
Сразу предупреждаю что фильм Саадяна «Доктор Калигари» я не советую смотреть даже больше чем «Кафе Плоть», ибо в противном случае я окажусь не только последним подонком, но еще и садистом. Картина Саадяна «Доктор Калигари», не смотря на очень таки стильненькое оформление, можно посоветовать исключительно для показа в тюрьме Гуантанамо для пыток неугодных американскому правительству диссидентов. Собственно говоря сам я остался жив только чудом ибо во первых я не американский диссидент, а во-вторых был сильно пьян и половину фильма проглядел…
Однако одно я понял точно – фильм Саадяна с известным немым творением общего имеет только вычурную экспрессионистскую стилистику созданную в условиях студии, место действие психушка и собственно название. Вообще откровенно говоря задумка была не плохая: внучка доктора Калигари устраивает в своей больнице с аббревиатурой ЦРУ (Церебрально - Ректальное Учреждение) опыты по пересадке гипоталамуса пациентам с целью смены либидо с мужского на женское и наоборот. Потом видимо вся съемочная группа основательно злоупотребила и… с первых же минут этот выдающийся сюжет тонет в таком количестве бредовых диалогов и абсурдных действий что единственный выход облегчить себе страдания – признаться во всем и сесть на электрический стул как адекватную альтернативу.
Итак, по всем вышеперечисленным причинам, я пересказывать фильм не буду, а нарисую только некоторые центральные сцены. Учреждение представляет собой обширное студийное пространство погруженное в полную темноту. Освещенным остается только центр действия. Поверхность покрыта мхом, травой, грязью, цветочками и бог знает чем еще. Довольно рослая тетька с голыми сиськами то сидит перед телевизором, то видит сон о своем собственном изнасиловании мужиком в маске младенца, то начинает общаться с телевизором и мастурбировать, при этом ей постоянно чудится на своей лодыжке гнойная рана.
Еще такое. Доктор Калигари – жгучая брюнетка с бровями как у Брежнева, она одета в ярко желтый халат, поверх халата стилизованный бюстгальтер из алюминия. Доктор общается со странным типом сидящем на электрическом стуле. Тип постоянно просит включить рубильник, а потом начинает рассказывать как он расчленял и кушал знакомых девиц. Бонусом демонстрируются отрезанные головы и части тел. Потом следует флэш-бек о том как тип глушит красотку бутылкой по голове и закидывает ее в огромный чан при этом помешивая воду.
Или вот. Тетка из первой сцены открывает отдельно стоящую рандомную дверь. Из двери выпирает как бы плоть покрытая ранами и язвами, посередине плоти здоровенный рот и огромный язык. Тетка начинает вылизываться этим языком с ног до головы, а потом начинает приставать к мужику изображающему пугало. Тетка расстегивает ему ширинку, тщетно пытаясь отыскать член, но достает исключительно солому.
Катарсис. У группы чуваков ко лбам присобачены нипеля. Доктор Калигари шприцом вытягивает что-то из нипелей и переливает от чавака к чувихе и наоборот. После экзекуции чуваки начинают вести себя как отъявленные педерасты а чувихи как лесбы. Странный тип любитель электричества и расчлененки, после опыта долго кривляется, а потом хватает попавшегося под горячую руку мужа тетки с голыми сиськами. Доктор Калигари развалилась в кресле, ей отлизывает секретарша. Секретарша поднимает голову, а это ассистент пожилой доктор надевший платье и женский парик. В эпилоге доктор Калигари сверлит себе голову электродрелью.
Все декорации в картине имеют кричащую раскраску и ломаные силуэты. Актеры играют в нарочитой экспрессионистской манере, делают симметричные движения, стреляют глазами и разевают рты в диком например крике. Происходит частая смена ракурсов и планов. Декорации меняются с переизбытком фанатизма. Массовка старательно изображает сумасшедших. Совершенно точно заметно что авторы очень старались снять шедевр, и у них практически почти получилось, если бы все это не было чертовски бессвязным. С другой стороны возможно социум еще не дорос то этого творения и лет через сто его объявят культовым наподобие фильма Роберта Вине.