Старообрядческое медное литьё. Праздники.
volynko — 16.02.2021В старообрядческом литье большое место занимают различные праздничные сюжеты. В основном это образы двенадцати главных церковных праздников, которые по их количеству называются «двунадесятыми».
Старообрядцы-беспоповцы не нуждались в иконостасе, так как в их молельнях не было алтарей. Отсутствие священников не позволяло служить литургию, совершать Таинство Евхаристии (Причащения), которое должно совершаться в алтаре. Однако иконостас был самым сильным напоминанием об утраченной полноте церковной жизни.
Любовь к нему была такой непреодолимой, что восточная стена в молельне, в которой не было не только Царских врат, но и вообще никаких дверей, плотно завешивалась иконами, расположенными в каноническом порядке иконостаса.
Формы для отливки праздничных складней обычно собирались из отдельных матриц. Поэтому все сюжеты четырехстворчатого праздничного складня, включая навершия, существовали и в виде отдельных отливок. Различие в частоте этих небольших икон связано с различным отношением к праздникам, статус которых в церковном календаре был одинаков.
Сравнительно редко отливались сюжеты праздников Введения во храм Пресвятой Богородицы, Сретения, Вознесения. Многие праздничные сюжеты появились в литье задолго до того, как стали отливаться имитирующие иконостас складни. Достаточно редко встречаются иконы Сретения Господнего.
Действие происходит в Иерусалимском храме и участвует в нем священник. В Сретении это старец Симеон, встречающий Святое Семейство, приносящее в храм Младенца Христа.
Сретение Господне – один из древнейших христианских праздников, отмечается с IV века. В православной традиции Сретение входит в число 12 наиболее значимых праздников и отмечается всегда в одну и ту же дату, 15 февраля. В переводе с церковнославянского языка слово "сретение" означает "встреча". В этот праздник вспоминают встречу старца Симеона и младенца Иисуса, произошедшую в Иерусалимском храме на сороковой день после Рождества.
Согласно евангельской истории, на сороковой день после рождения Иисуса Дева Мария и Иосиф принесли младенца в Иерусалимский храм, чтобы, следуя ветхозаветному обычаю, посвятить его Богу. В храме их встретил старец Симеон.
По преданию, старцу было обещано, что он не умрет до того, как встретится с мессией – Христом. Симеон взял младенца на руки, благословил и сказал: "Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром, ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицем всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля". Эти слова Симеона стали молитвой, получившей название "Песнь Симеона Богоприимца".
Встреча Симеона и младенца Иисуса символизирует встречу человечества с Богом.
В храме в тот момент также была благочестивая вдова Анна-пророчица, она узнала в младенце Спасителя, прославила Бога и рассказывала об Иисусе всем в Иерусалиме.
Источник: riatomsk.ru
Статья проиллюстрирована изображениями картин из Интернета.