Старинный Боинг всё еще может
mexanizm — 30.05.2022Приветствую вас на страницах моего журнала, друзья, и сегодня будет не совсем обычный пост. Про самолёт. Лёгкая авиация давно минувших лет мне интересна не меньше чем ретро-автомобили, вот я и подумал, почему бы не посвятить здесь ей рубрику.
Начну, пожалуй, с этого красавца. Boeing Stearman PT-13 был самым массовым учебно-тренировочным самолётом авиакорпуса США в сороковых годах. Разработку этого самолёта компания Stearman Aircraft начала еще задолго до своего слияния с Boeing, в 1933 году.
Годом спустя лётный образец прошел необходимые испытания и принял участие в тендере на поставку учебных самолётов, объявленных американской армией для подготовки своих пилотов.
РТ, к слову, означает Primary Trainer, поэтому к технике, помимо самого главного – дешевизны, был еще целый ряд требований. Простое и лёгкое управление машиной, понятное для людей, делающих самые первые шаги в авиации, простая конструкция, пригодная для ремонта и обслуживания в условиях полевых аэродромов и безопасность – под которой подразумевалась возможность планирования и посадки при остановленном моторе.
Этим требованиям соответствовал получившийся двухместный биплан с деревянными крыльями, обтянутыми прочной льняной тканью, деревянно-металлическим корпусом и фюзеляжем, обтянутым тем же материалом.
Самолёт, который вы видите на фото, 1942 года, частично с алюминиевой обшивкой, которую он получил во время капитального ремонта.
Если быть совсем точным, то это модель РТ-17, главное её отличие от предшественника – двигатель Continental R-670 мощностью 220 л.с. На РТ-13 ставили Lycoming R-680-5, развивавший мощность 215 л.с.
Системы управления самолётом предельно просты, кажется, что приборов и переключателей здесь меньше, чем в современной легковушке А-класса. Естественно, есть здесь и современные устройства, но в основном – сплошной минимализм и честная механика, без каких-либо усилителей и сервоприводов. Шасси во время полёта не убираются
Винт, кстати, деревянный, угол атаки не регулируется, в те времена такое решение встречалось не только на простеньких самолётах, но и на боевых машинах типа британского истребителя Хоукер Харрикейн.
С 1939 по 1945 год было построено более 10 тыс. Boeing Stearman PT различных версий, среди курсантов он получил прозвище Kaydet.
После списания их с армейской службы США часть была продана армиям других стран, часть ушла в сельхозавиацию и службу лесного надзора, и в частное пользование. Несмотря на свой преклонный возраст, многие уцелевшие машины до сих пор находятся в лётном состоянии.
|
</> |