Старики в изгнании - 3
grigoriyz — 04.12.2023
А ещё дяде Сени почему-то думалось,
что человек с сильным характером (то есть настоящий мужчина) - это
тот кто говорит громко и постоянно принижает окружающих. Он так
попытался делать и с дядей Сашей. Но тот сразу же пошёл в атаку:
"Сеня, ты, наверно, мужик хороший. Но есть в тебе один недостаток:
ты ни в чём не разбираешься!". Дядя Сеня такого не ожидал и больше
уже голос на дядю Сашу никогда повышать не пробовал.
Однажды дядя Саша заметил: "Вот ты знаешь, Сеня,
я атеист, но исламистов терпеть не могу". Дядя Сеня не
согласился: "Я тоже атеист. Но плохих религий не бывает". "А
ислам?", - спросил дядя Саша. "А что ислам?", - спокойно возразил
дядя Сеня. Дядя Саша объяснил: "11-го Сентября людей взорвали, 3
тысячи погибло!". Дядя Сёма махнул рукой: "Это америкосы сами
на себя напали, чтобы Афганистан потом захватить". Дядя Саша
удивился: "А зачем им Афганистан?". Тут уж дядя Сёма возмутился:
"Как ты не понимаешь?! Это же выгодный военный плацдарм!".
Тогда дядя Саша ехидно спросил: "А СССР зачем на Афганистан
нападал?". Дядя Сеня парировал: "Это был жест международной
дружбы: интернациональный долг!". Но дядя Саша ругался: "Да не
хрена это не жест: они просто хотели контролировать нарко поток в
мире!" На это уже дядя Сёма закруглял беседу звонкой фразой: "Ты не
понимаешь, дядя Саша: русскому человеку как бы плохо не было, ему
всё равно хорошо: у него душа большая! Так вот!"
Когда у дяди Сени возникало хорошее настроение,
он любил потрепаться о литературе, вроде как пространство для того,
чтобы себя показать. Тогда он говорил: "А ты вот знаешь, дядя
Саша , что и "Конька Горбунка" и "Горе от Ума" на самом деле Пушкин
написал?" "Ну да", - откликался лукаво дядя Саша, - "И оба вальса
Грибоедова тоже Пушкин написал!". "Какие ещё вальсы?", - удивлялся
дядя Сеня. "Да неважно, забудь!", - продолжал насмехаться дядя
Саша, - "Это всё ,знаешь , на любителя". "Всё на любителя", -
замечал дядя Сеня и добавлял, - "Это только водка для
каждого!".
Времени у них было много, хотя дядя Сеня
вечно куда-то как бы спешил, олицетворяя мнение, что пенсионеры -
это самые занятые люди. И выходили они даже на исторические
темы. Дядя Саша однажды рассказал, что академик Фоменко
считает Ивана Грозного выдуманным персонажем: в этот огромный срок
на Руси несколько царей правило. А ведь это академик говорит , не
кто-нибудь! Дядя Сёма примирительно заметил: "Ну может быть.
А я вот всегда про Ледовое побоище думал. Вот все говорят Александр
Невский - Александр Невский. А знаешь почему крестоносцы проиграли?
Да, просто мало их было!". Затем дядя Сеня продолжал: "Вообще вот в
Росии все хвалят Петра, а по мне так придурком каким-то был: перед
Западом преклонялся, внёс в Россию всякую хрень: табак, парики,
бороды сбривать, церковь сломал. Правда Питер построил, красивый
город". Потом дбавлял: "Другое дело Екатерина Великая , пусть и
немка". И дядя Саша соглашался: "Екатерина, да. Она была как вор в
законе: жила по понятиям и людей насквозь видела".
Часто они рассуждали просто о
жизни. Ну не всё же говорить о каких-то крайностях?! И
тут дядя Сеня иногда выдавал совершенно неожиданные сентенции. Типа
"Люди пьют не с горя, а от потребности!" Вообще он был человеком
малограмотным, но временами что-то себе почитывающим. А потому
порой вроде как любопытствуя спрашивал: "А вот скажи мне , русский
человек, какой рукой в храме свечки держат?". Дядя Саша, зная
что Сеня сроду в храмах не бывал, сразу чувствовал неладное, а
потому не отвечая на вопрос говорил: "Сеня, ты прямо как в рассказе
Шукшина "Срезал"! Не читал? Там такой мужик деревенский, который
всех городских срезает: ну то есть ловит на каком-то незнании.
Правда они все потом в город возвращаются, а он в своей деревне
дальше живёт".
И всё же дядя Сеня иногда высказывал
прямо-такие сосем уже правильные с точки зрения дяди Саши вещи. Так
он мог вдруг выдать "Человек создан для того, чтобы от него
отстали!" или "Мама учила меня жить плохо, чтобы никто не
завидовал". Он рассказывал, что в молодости для него отыметь порой
женщину было наровне с чудом. А как-то вообще заметил, что сложным
людям ближе идеи Сахарова, а либералам по-проще куда актуальнее
видится Солженицын. В другой раз отмерил, что лет человеку совсем
не столько сколько есть на самом деле, и даже не столько на сколько
он себя ощущает, а просто сколько скажет. А ещё упомянул, что
Жанна Де Арк - абсолютно вымышленный персонаж. Даже фамилия у неё
Дарк (Dark)- тёмная, то есть прибывшая от каких-то дьявольских
сил. Ни ума , ни эрудиции в дяде Сене не наблюдалось, зато
было в нём какое-то особое понимание жизни. Как ,наверное, в
старине у юродивых.
Иногда сын дяди Саши - добрая душа брал их обоих
с собой как маленьких и возил в какие-то интересные места, в
которых до этого бывал сам с семьёй. И они -два старика весело
щебетали на заднем сиденье. В такие моменты дядя Саша чувствовал
себя почти счастливым. Он понимал, конечно, что дядя Сеня преданным
никому быть не может, но по ходу он к нему всё же реально
привязался.
(Продолжение следует)