Скандинавский змеедракон
vikond65 — 25.10.2025

Ровно 70 лет назад, 25 октября 1955 года, впервые поднялся в воздух прототип шведского истребителя Сааб-35 "Дракен" ("Дракон" или "Змей") — одного из самых оригинальных и при этом удачных боевых самолетов той эпохи.
Безусловно, эта машина является предметом законной гордости шведских авиастроителей, ведь она не только вдвое превысила скорость звука (на что в те годы были способны буквально единицы), но еще и обладала зачатками сверхманевренности.
В частности, на ней впервые удалось выполнить фигуру высшего пилотажа, которую впоследствии назвали "Коброй Пугачева". В общем, рождение "Дракона" было связано с немалым техническим риском. Но в итоге этот риск себя оправдал.
Аэродинамическая схема "Дракена" даже сейчас выглядит необычно и футуристично, что уж говорить о середине 50-х? Бесхвостка с крылом удивительно малого удлинения в форме "двойная дельта" с ярко выраженными изломами по передней и задней кромкам. Вся задняя кромка крыла представляла собой отклоняемые рулевые поверхности, а его корневая часть до излома одновременно являлась воздухозаборниками двигателя! Несомненно, додуматься до такого могли только мудрые викинги, наевшись мухоморов.
Однако мухоморы викингов не подводят. Самолет успешно выдержал испытания, в 1960-м был запущен в серию и принят на вооружение шведских ВВС в качестве истребителя-перехватчика. А в дальнейшем его купили и приняли на вооружение Финляндия, Австрия и Дания.
Всего был построен 651 "Дракон" в 11 модификациях, включая экспортные, что для нейтральной Швеции с населением в полмосквы является феноменальным показателем. До сих пор "Сааб-35" остается самым распространенным и массовым сверхзвуковым самолетом, разработанным в Скандинавии. Он был окончательно снят с вооружения в 2005-м, но вряд ли его региональный рекорд когда-нибудь будет побит.
Однако чего за ним не числится, так это участия в военных действиях. За 45 лет своей строевой службы "Драконы" не совершили ни одного реального боевого вылета и не провели ни одного воздушного боя, за исключением учебных. Впрочем, это не удивительно, ведь Швеция с 1815 года ни разу ни с кем не воевала, строго блюдя свой нейтралитет, пока в прошлом году, тяжко страдая русофобией, не вляпалась в НАТО. Впрочем, это уже другая история.

Экспериментальный самолет Сааб-210 "Маленький дракон", на котором шведы отрабатывали аэродинамическую схему и особенности пилотирования будущего "Дракена".
Прототип
"Дракена" на испытаниях.
Шведский строевой "Дракен" с подфюзеляжной пушкой и австрийский "Дракен" с подвесным топливным баком.

Финский "Дракен" в трех проекциях.

Шведский двухместный учебно-тренировочный "Дракен" SK-35C. Всего было построено 36 таких машин.

"Дракен" делает "кобру". До появления советского истребителя Су-27 ни один самолет в мире не мог повторить этот маневр.
|
|
</> |
Меню для новогоднего корпоратива: как угодить всем сотрудникам
Был ли Геринг прототипом Карлсона?
35 день строительства
Не вулкан, так метеорит
Пригодилась книжка то
Рыжему идёт любая мебель
Тренды Лондонского фестиваля дизайна-2025
Design shopping. Abber — всё самое красивое для вашей ванной комнаты
Коллективный портрет русского матроса нач. ХХ в. от старшего офицера ЭМ "Новик".

