Старики в изгнании - 2
grigoriyz — 04.12.2023
А сперва, только туда дядя Саша вошёл, посмотрел
по сторонам, как подскочил к нему, скучающий до этого дядя Сеня:
"О, здорово! Новеньким будешь? Я Сеня ,можешь звать и Сёмой. Сейчас
тебе всё покажу!". Сказал так будто он всем этим заведением владел
единолично. Но дядя Саша посмотрел на него строго и изрёк:
"Меня зовут Александр Николаевич. Но ты меня можешь звать просто
дядя Саша". И пошёл осваивать территорию.
Однако со временем они сошлись во всяких своих
непутёвых разговорах. Были они всегда на разных сторонах
суждений о жизни и без конца спорили. Хотя иногда путались и
менялись местами во мнении. Причём дядя Сёма хотя и был родом
из Киева, но стоял во всём за русских. А дядя Саша - русский из
Москвы был почему-то всегда за евреев и украинцев. Объяснений
он этому никаких не давал. А вот дядя Сёма всегда жаловался, что
украинцы ему всё жизнь растоптали: жидёнком с самого детства
называли. Дядя Саша в какой-то степени с ним соглашался: "Да, хохлы
они это конечно...националисты. Но зато исторически по складу
характера своему не рабы: бежали на окраины от того, чего русские
всегда терпели. Так вот и получилось: у них майданы, а у нас -
восхваления царю -батюшке!".
И шли у них между собой удивительные
совершенно диалоги, звучащие словно музыка в пустом подъезде.
Однако поди ты их всех аккуратно запиши, когда они прямо идут
на тебя сплошным потоком. Ну не на запись же включать. Впрочем,
почему нет? Короче попытаюсь я их всё же воспроизвести по
памяти в правильной логической последовательности.
Иногда дядя Саша вдруг пафосно начинал:
"Как это ни странно звучит, а вот войну действительно выиграл
Сталин. Он ведь просто заставил советских людей воевать и
отдавать жизнь за победу. При слабом управлении страну бы сдали!"
Дядя Сеня такого не приемлил, он пусть и не зло, но уверенно
возражал: "Сталин - это пахан усатый! Сколько жизней
положил!". Дядя Саша парировал: "Да, это правда , положил.
Гадом, конечно, был. Но войну всё равно -таки он выиграл. В этом
вообще было предназначение СССР как страны - победить во второй
мировой войне! После этого страна начала постепенно
разваливаться". Дядя Сеня подхватывал: "Да, Хрущёв развалил.
Бестолковым был человеком". Дядя Саша тут соглашался: "Хрущёв
- такой же гад как и Берия. Только Берия организатором был
прекрасным: под его руководством ядерную бомбу сделали и в космос
полетели". Тут дядя Сеня возражал: "Космос - это Королёв".
Дядя Саша соглашался: "Да, без Королёва, конечно, не полетели
бы.Жаль мужика: два академика его на операционном столе сгубили, а
сами потом до 100 лет прожили". После этого они целиком переходили
на космос. Дядя Сеня говорил: "Америкосы на самом деле на луне
никогда не были. Понимаешь: в то время ни у кого в мире не было
таких технологий, чтобы подобное осуществить". Дядя Саша
задумывался: "Ну это может и так. Похоже они с Советами тогда
договорились и всё это просто в павильоне засняли: на луноход
тогда тоже ни у кого нужных технологий не было". После таких,
порой несколько часовых бесед , дядя Сеня всегда говорил: "Эх,
много трындим!". Хотя сам как раз все эти разговоры и
затевал.
К теме войны они невольно возвращались довольно
часто (война и космос составляют основную гордость любого честного
советского человека). И дядя Саша говорил: "Вообще знаешь, Сеня,
мне кажется, что в Отечественной войне советские войска не должны
были идти за границы СССР: таковы законы войны. Если помнишь, в
1812 году во время войны с Наполеном такого не было: довели до
границы и всё. А тут вот зачем-то дальше пошли?". Дядя Сеня иногда
совершенно неожиданно соглашался: "Да, много странного тогда было.
Тот же Нюрнбёргский процесс - это нарушений прав человека!".
"Почему это?", - удивлялся дядя Саша. "Ну вот смотри", - начинал
издалека дядя Сеня, - "Как это главы одних государств могут судить
глав других? И потом: это ведь показательный процесс, где приговор
известен заранее. А это что? Нарушение прав человека". Потом
он картинно вздыхал и обобщал: "Но всё равно это наша Родина и её
осуждать грех!". На это дядя Саша уже возражал: "Российская
империя - моя Родина. А все эти ЭсЭсЭры , да ЭрЭфии непонятные для
меня страны. Это всё ленинское наследие!"
Первые их сеьёзные расхождения начались с
Трампа. Дядя Сеня однажды пришёл весь такой важный и спросил: "Вот
ты, дядя Саша, за кого голосовать будешь?". Дядя Саша изобразил на
себе честного советского иммигранта и ответил: "Я всегда за
демократов: они мне помощь от государства увеличивают!". Дядя Сеня
хитро прищурился и резюмировал: "За демократов голосуют одни
бездельники!". Но дядя Саша в миг парировал: "Так ты и есть
бездельник!". Дядя Сеня обиженно заметил: "Я тут 25 лет
отпахал!". Но дядя Саша моментально уточнил: "А что толку? Ты
даже на нормальную пенсию не сумел заработать!" Однако дядя Сеня
оказался твёрдым в убеждениях: "Я не хочу социализма: я уже знаю,
что это такое!". Тут дядя Саша начинал ехидничать: "Конечно знаешь:
ты всю жизнь живёшь при социализме: государство тебя кормит".
"А ты?", - отзывался дядя Сеня. Но дядю Сашу так легко не проймёшь,
он объяснял: "За меня сын с невесткой отрабатывают!"
Дядя Сеня представлял собой тип человека
бывалого. Советские люди вообще любят показать какой-то свой особый
опыт, сказав ничего не значащее типа "Мы всего добивались сами!". И
ведь редко кто потом спросит: "А чего вы, собственно говоря, вообще
добились?". Вот сказал такую фразу и все на тебя должны смотреть
уважительно. Иногда дядя Сеня начинал многозначительно: "У меня вот
всегда по жизни работает логика: ели человек в очках - значит
обязательно трус и ничего руками делать не умеет. Если женщина
приходит на какое-то мероприятие одна - значит не замужем. Если
человек всегда носит шляпу - значит лысый". Но дядя Саша также
безосновательно на это отвечал: "Эх, нет у тебя никакого жизненного
опыта, а потому и логика твоя кривая. У тебя хреново с
причинно - следственной связью!". На этом дядя Сеня как-то
сразу замолкал: не было у него на подобный случай никаких
дальнейших аргументов.
(Продолжение следует)