Старикам здесь не место: Лучшие российские молодежные фильмы
okkomovies — 05.06.2024Голливудская кузница фильмов активно снабжала рынок молодежными комедиями и мелодрамами в 1990-е и 2000-е, создавая такие хиты, как «Американский пирог», «Дрянные девчонки», «Спеши любить» или «Шаг вперед». Но и российские режиссеры тоже не лыком шиты! Собирая по крупицам работающие сюжетные ходы и типичных персонажей своей эпохи — дерзких студентов, забитых ботаников, красавиц курса, а также героев-нонконформистов, — им удавалось создавать самобытные произведения. Собрали 10 атмосферных фильмов про молодежь, которые способны вызвать неподдельные эмоции у зрителей — как смех, так и горькие слезы отчаяния.
А еще вы можете познакомиться с подборкой фильмов про подростков.
«Я худею»
Помните мемы про то, на сколько килограммов похудел или поправился Кристиан Бэйл ради очередной роли? Так вот, у нас в стране существует достойная его самоотдачи актриса — Саша Бортич, которая для молодежной комедии «Я худею» набрала 20 кг. Ее героиня Аня работает в кондитерской и совершенно перестала следить за весом, а зря. Ее парень (Роман Курцын) — настоящая фитоняшка и тестостероновая бомба в одном флаконе. Долго такой союз просуществовать не мог, поэтому они расстаются. Аня впадает в депрессию и готова сделать всё, чтобы вернуть парня. Даже похудеть!
В Клубе анонимных обжор она знакомится с Колей (Евгений Кулик), который помогает ей обрести мотивацию, а верная подруга Наташа в исполнении Ирины Горбачёвой разгоняет тучи руками и дает живительный пинок. И если первую часть фильма зритель чаще хихикает над героями и ситуациями, в которые они попадают, то вторую половину смотрит как неожиданно серьезную драму о принятии себя, борьбе идеальности с самобытностью, поиске семьи и друзей. Неудивительно, что сценарий к «Я худею» писался больше двух лет, а создатели опросили многих девушек, желающих похудеть, психологов и тренеров, чтобы сделать историю максимально достоверной и искренней.
Фильм доступен по подписке «Премиум».
«Кислота»
Молодой актер ныне уже закрытого «Гоголь-центра» Александр Горчилин, творчески
воспитанный Кириллом Серебренниковым, снял
дебютный фильм «Кислота». Это история 20-летних ребят, родившихся
вскоре после развала СССР в новой России. Главные герои — лучшие
друзья Саша (Филипп Авдеев) и Петя (Александр Кузнецов). Они живут в
неполных семьях (что очень типично для нашей страны), увлекаются
музыкой и совершенно не знают, кем будут, «когда вырастут». Они
чувствуют себя совершенно потерянными в бесконечном потоке тусовок,
пьянок и случайных встреч, ведь внутри них словно растекается
какая-то кислота, которая разъедает всё живое и настоящее.
Критики благосклонно отнеслись к режиссерскому опыту Горчилина,
самая крупная из наград — это «Лучший дебют» на «Кинотавре» 2018
года. Продюсерами выступили Сабина Еремеева (она, например,
поддержала первую картину Анны Меликян «Марс») и неожиданно
Нателла Крапивина — в широких кругах ее знают в первую очередь как
создательницу «Орла и решки», а также продюсера Светланы Лободы.
Вдохновением для «Кислоты» послужила трагическая история из жизни
режиссера, но мы не будем ее озвучивать, дабы избежать любых
спойлеров. Лента действительно получилась одним из самых честных и
искренних отражений молодежи, чья юность пришлась на тот самый
2007-й, который все в интернете так отчаянно хотят вернуть.
«Ника»
Спросите у любого человека, кто жил и смотрел телевизор в 80-е,
кто такая Ника Турбина, и он вам обязательно расскажет про
невероятно талантливую девочку, которая читала стихи с серьезностью
человека, прожившего десяток взлетов и падений. К сожалению, сейчас
о ней все позабыли, и «Ника» дарит этой рано ушедшей из жизни
девушке шанс на ренессанс. В главной роли снялась наследница
известной актерской династии Лиза Янковская, а роль ее
мамы-художницы исполнила Анна Михалкова, представительница не
менее прославленной киносемьи. У зрителей появляется возможность
узнать, как говорила Анна Ахматова, «из какого сора
рождаются стихи» у Турбиной.
Дети-звезды редко превращаются во взрослых звезд. У 27-летней Ники
за плечами словно несколько жизней, но она чувствует, что слишком
многое не успела. У нее есть буквально один шанс, пока она не стала
совсем взрослой, поступить в актерский вуз, но непростая личная
жизнь, вечеринки и пьянки, проблемы с матерью не дают ее крыльям
расправиться. Создатели фильма выбрали необычный подход к его
созданию — они выдернули буквально несколько недель из жизни Ники,
но через разговоры и тончайшие детали эпохи смогли передать весь
путь юной поэтессы. По ленте раскидано множество
кинематографических отсылок «для своих», а на фоне играют «Гости из
будущего» и Шура.
«Все умрут, а я останусь»
Первый художественный фильм самобытной и скандальной Валерии Гай Германики, который в
2008 году успел побывать в Каннах и даже получить приз «Золотая
камера» за лучший дебют. Три старшеклассницы — Жанна, Вика и Катя
(их играют Агния Кузнецова, Ольга Шувалова и Полина Филоненко соответственно) —
мечтают о трех вещах: найти парней, выпить алкоголь и попасть на
дискотеку. Но из-за ссор с учительницей всё рискует сорваться,
поэтому девушки клянутся друг другу в вечной дружбе и пытаются
придумать своеобразный «план-перехват». К сожалению, им придется
столкнуться не только со своими комплексами и юношеским
максимализмом, но и с жестокой реальностью, которой нужны только
«хорошие девочки».
По сегодняшним временам картина Германики выглядит даже скандальнее
и откровеннее, чем была в момент выхода. Где это видано —
молоденькие актрисы действительно почти во всех сценах пили
алкоголь (видимо, сказывается документальное прошлое Валерии,
которая выступает за максимальную подлинность), а также дрались до
крови. Местом съемок выступил московский район Строгино, а камера
почти всегда находилась в руках оператора, поэтому ни о какой
стабилизации и плавной картинке не может идти речь. Если вы
понимаете, что молодость — это не всегда самое светлое время в
жизни человека, то здесь точно найдете отдушину.
«Тряпичный союз»
Все молодые люди вынуждены подрабатывать. Кто-то берется
раздавать листовки у метро, кто-то встает на кассу в сети фастфуда,
кто-то устраивается в колл-центр. А вот у обычного московского
парня Вани (Василий Буткевич) собственный путь — после школы он
отправляется работать «живой рекламой» памятников-надгробий. На
новом месте он заводит знакомство с троицей парней (Александр Паль,
Иван Янковский, Павел Чинарёв), которые объединились в некий
«Тряпичный союз». По доброте душевной (и из желания стать
Д’Артаньяном среди этих мушкетеров) он пускает их пожить к себе на
дачу на месяц, даже не понимая, участником какой странной игры
невольно становится.
«Тряпичный союз» — дерзкая и сумасшедшая трагикомедия на тему того,
всё ли прощает молодость и есть ли место радикалам в нашем
обществе. Для режиссера Михаила Местецкого, который приложил руку
как сценарист к прекрасному байопику «Легенда № 17», а еще снял
безумную короткометражную комедию «Ноги — атавизм», дебютный
режиссерский фильм стал практически автобиографией. Всё дело в том,
что в молодости он был близок к экстремальной арт-группе «Общество
Радек», которая для многих просто «валяла дурака». Если вы не
боитесь слез (порой — от смеха), то «Тряпичный союз» рискует
попасть вам в сердце.
«Похитители книг»
Вы точно когда-либо смотрели фильм «Амели» или хотя бы слышали о нём. Так вот, если на свете существует отечественная картина, максимальная похожая на него по атмосфере и тональности рассказа, то это однозначно «Похитители книг». Мечтательная Катрин (Юлия Агафонова) решает найти друзей, которые спасут ее от грусти и тоски, и знакомится по объявлению с забавной троицей: парикмахером Ритой (Марина Орёл), мажором Пашей (Максим Максот) и боксером Сашей (Евгений Сергеев). Для нее они становятся Ангелами Любви, Надежды и Молчания, и вместе герои отправляются в путешествие на автомобиле по Москве, попутно воруя книги и вдохновляясь сюжетами из них.
Настоящим украшением «Похитителей книг» стали песни Ильи Лагутенко из группы «Мумий Тролль» — он выступает здесь в качестве рассказчика. Параллельно с фильмом, кстати, вышел одноименный музыкальный альбом. Многие скажут, что это кино не для всех, оно, как пазл, собирается из кусочков, отрывков романов и повестей, аккордов и нот, слез и смеха. Его хорошо смотреть в меланхоличном настроении и в тоске по настоящей дружбе и любви, ведь оно дарит ощущение сказки в реальной жизни и оставляет легкую недосказанность в конце: «А что это было и было ли вообще?..»
«Русалка»
Мы уже вспоминали дебютную ленту Анны Меликян, но особое внимание
хочется уделить ее фильму «Русалка» про сказочную героиню, которая
оказалась в наше время среди людей, давно забывших, что такое вера
в чудо. У Алисы Титовой (Мария Шалаева) из маленького
приморского города есть удивительная особенность — она умеет
исполнять собственные желания. Переехав в Москву с мамой и
бабушкой, героиня пытается быть как все и поступить в вуз, но у нее
ничего не получается. И тогда она решает задействовать свой дар.
Словно русалка, Алиса превращает улицы Москвы в волшебный лес, в
котором вместо деревьев и опушек — вывески, киоски, дороги, машины
и много людей, проносящихся мимо и глядящих с рекламных щитов… Но
принесет ли девушке это счастье и поймет ли ее кто-то
по-настоящему?
У «Русалки» был невероятный успех что в России, что за ее
пределами: она стала отечественным претендентом на премию «Оскар» в
2008 году, получила премию за лучшую режиссуру на «Сандэнсе», приз
критиков на Берлинском фестивале, а Мария Шалаева стала лучшей
актрисой на «Нике». Картина Анны Меликян также не избежала
сравнений с «Амели» — в первую очередь из-за
героини, которая словно не от мира сего, а также из-за общего
настроения, цветовой гаммы и пристального, порой чрезмерного
внимания к деталям. Жанр фильма трудно определить — тут найдутся
элементы магического реализма, социальной драмы, комедии и
мелодрамы. Но всё в нужных пропорциях и крепкой сцепке!
«Лето»
Кирилл Серебренников — не только выдающийся театральный режиссер, в кино у него есть также множество успешных картин. В черно-белом фильме «Лето», посвященном Виктору Цою и группе «Кино», постановщику прекрасно удалось передать дух времени. Главную роль исполнил корейский актер Тео Ю, «обычный» голос ему подарил Денис Клявер, а «музыкальный» — Пётр Погодаев. «Лето» подробно рассказывает о становлении андеграундной рок-культуры в Ленинграде в начале 80-х. Здесь скромный юноша Витя знакомится со звездой подпольной сцены Майком Науменко (Роман Билык) и его супругой Натальей (Ирина Старшенбаум). Впереди у Цоя — дружба, романтика, любовь, запись альбома, первое выступление на сцене и бесконечная свобода.
Картина была представлена в 12 номинациях на церемонии «Ника» и победила в 4 из них, получила приз Каннского фестиваля за лучший саундтрек, а Ирина Старшенбаум удостоилась премии «Золотой Единорог» за лучшую женскую роль. По первоначальной задумке Серебренникова фильм должен был состоять из игровых, музыкальных и документальных сцен. Но при монтаже картина получалась хронометражем более 3 часов, поэтому неигровые эпизоды были вырезаны и смонтированы в отдельный фильм «После лета». Интересный факт: перед съемками актер Тео Ю для того, чтобы вжиться в роль, не только учил русский язык и слушал «Кино», но и жил в петербургской коммуналке, питаясь популярной в 1980-е едой — сосисками и вареными яйцами.
«Герда»
Девушка Лера (Анастасия Красовская) из
провинциального города ведет двойную жизнь — днем учится в
университете на социолога, а по вечерам превращается в танцовщицу
под псевдонимом Герда в стриптиз-клубе. Своей скромностью и
какой-то чужеродностью она заметно отличается от коллег по цеху,
чем часто вызывает у них приступы ярости. Сбежать от реальности
Лере помогают сны — причем не такие, как у всех людей, а
действительно сказочные. В них она свободна, ни о ком не должна
заботиться и волноваться. Сюрреалистический лес дарит ей ощущение
счастья и веры в собственные силы, но никто не знает, как долго еще
у нее получится прятаться в нём от правды жизни. Возможно, в нашем
мире она гораздо нужнее, чем в волшебном.
Фильм отличает выдающаяся операторская работа Василия Григалюнаса, эпизодами
напоминающая о картинах Николаса Виндинга Рефна («Драйв», «Неоновый демон»). Съемки лесных
снов Герды на самом деле проходили под водой. Для режиссера Натальи Кудряшовой лента стала
второй в карьере, премьера ее прошла на фестивале в Локарно, где
она получила несколько наград, а на «Кинотавре» была отмечена
специальным призом жюри. Почти все роли танцовщиц клуба исполнили
непрофессиональные актрисы и профессиональные стриптизерши.
Единственной профессиональной актрисой, игравшей в фильме
танцовщицу, была Серафима Красникова. За саундтрек к
«Герде» отвечала британская певица и исполнительница электронной
музыки Emika. А еще Гаспар Ноэ посмотрел картину
Кудряшовой в Локарно и написал постановщице письмо, в котором
восхищался ее работой.
Фильм доступен по подпискам START и «Премиум».
«Император»
Самый свежий фильм из нашей подборки, «Император», вышел в 2022
году. Драма посвящена важной для современного общества теме
школьного буллинга. 15-летний Арс (Владимир Сарапульцев) после смерти
отца переезжает с матерью-невротичкой из Москвы в провинциальный
город, где семье предстоит начать жизнь заново. Парень интересуется
японской философией и пытается связаться с мертвыми. Новым
одноклассникам он кажется задумчивым и тихим, но при этом
рассудительным и интересным. Вот только главный хулиган класса
Неженка (Данил Тябин) сразу же начинает
издеваться над ним, желая показать свое превосходство. Долго его
«приколы» продолжаться не могут, и конфликт обязательно выльется в
открытую ссору. Но вот только кто из нее выйдет победителем и
должно ли добро быть с кулаками?
Премьера дебютного фильма Альфии Хабибуллиной состоялась в
конкурсной программе фестиваля «Окно в Европу» в Выборге. Он
удостоился приза «Выбор критиков» и особого упоминания жюри за
«дуэт антагонистов». В ленте снялись всего лишь три
профессиональных актера: Владимир Сарапульцев (Арс), Данил Тябин
(Неженка) и Анна Матюшенская (мама Арса), но кто
сказал, что для хорошего кино этого мало? У Хабибуллиной получилась
сильная история, которая говорит с молодыми зрителями на понятном
им языке, но в то же время совершенно прозрачная и понятная
взрослой аудитории. Почему? Потому что мы все родом из детства.
Текст: Максим Кобзев
Ещё больше материалов читайте в нашем блоге.