Старые добрые времена

топ 100 блогов congregatio24.02.2019 Эх, были люди когда-то... Благородные, возвышенные. Не то что современный человек, растленный бездуховностью, интернетом и западными боевиками с сексом и насилием!

Вот, например:

Когда-то писатель Проспер Мериме заявил, что в истории предпочитает анекдоты и даже привел один из них со ссылкой на Л'Этуаля:

"Девица Шатонеф, одна из милашек короля до его отъезда в Польшу, увлеклась флорентийцем Антинотти, начальником галер в Марселе, выскочила за него замуж, а потом, обнаружив, что он впал в блуд, взяла да и собственными руками его и убила".

Мериме объяснил, что благодаря анекдотам перед ним предстает дама времен Генриха Третьего.

Все это замечательно, вот только имя начальника галер в Марселе было другим. Спросите "Да какая разница?!".

Большая.

Потому что Л'Этуаль перепутал двух мужей Рене де Рье де Шатонеф. И история второго была гораздо интереснее истории первого. К тому же в ней во всей красе предстает принц эпохи Генриха Третьего.

Рене де Рье была замужем дважды. Ее первый муж был флорентийцем, но  галерами не командовал. Зато он совсем не походил на грубых и самодовольных французских дворян, а она так нуждалась в утешении после измены Генриха Третьего. Сначала Рене казалось, что она нашла идеал, а потом совершенно случайно она поймала мужа на измене. Удар кинжалом решил эту проблему.

Нельзя сказать, что двор был шокирован действиями дамы, и все же Рене удалили от двора. Красавица Шатонеф отправилась искать утешения в Провансе и в Марселе встретила другого итальянца -- Филиппа Альтовити. Вот он и был командующим галерами в Марселе. Альтовити принадлежал к древнему флорентийскому роду, который состоял в родстве с Медичи и Строцци. Поскольку у итальянцев начисто отсутствовали предрассудки касательно того, чем может заниматься дворянин, то среди представителей рода были и банкиры, и люди церкви, и  военные. Портретов Филиппа не сохранилось, зато есть портреты других Альтовити. Они были красивы. Рене де Рье влюбилась, и Филипп Альтовити ответил на ее чувство.

Приходится признать, что 1577 год был для красавицы Шатонеф богат на события -- сначала она убила одного мужа, потом вышла замуж за другого. И не удивительно, что Л'Этуаль их перепутал. В честь свадьбы Генрих Третий подарил молодоженам баронство Кастелан, которое вскоре сделал графством. У супругов все было хорошо, появились дети, но тут в их судьбу вмешался принц.

Это был незаконорожденный отпрыск короля Генриха Второго от леди Флеминг, воспитательницы Марии Стюарт. Принца звали Генрих де Валуа, герцог д'Ангулем, он был великим приором Франции и светским аббатом нескольких монастырей. К несчастью, его брат -- король Генрих Третий, сделал его еще и губернатором Прованса.

Нет, герцог д'Ангулем вовсе не пытался соблазнить красавицу Рене, просто он был плохим губернатором. На жизнь он смотрел просто. Когда ему было двадцать лет, его брат Карл Девятый поручил ему убить Генриха де Гиза. Убийство не состоялось по техническим причинам. Зато через год несостоявшиеся убийца и его жертва вместе отправились убивать уже другого человека. И убили. Во главе большого отряда. Ну, не в одиночку же двум молодым здоровым лбам было убивать раненного старика? Без отряда никак не обойтись!

В общем, школа жизни у принца была еще та. Это если не вспоминать, сколько титулов и доходов он получал уже в возрасте 11 лет.

С точки зрения Филиппа Альтовити, принц был никуда не годным губернатором, и если бы он просто ничего не делал -- это было бы еще полбеды. Но со свойственным Ангулему самомнением он лез в дела, в которых ничего не понимал, и основательно мешал командующему галерами работать.

Неприязнь этих двух людей завершилась дуэлью, на которой они убили друг друга.

Вы верите в эту дуэль? Правильно, что не верите. Будучи итальянцем, Филипп не понимал пристрастие французов к дуэлям. Если бы к нему явились секунданты от губернатора, он вполне мог прочесть им нотацию с объяснениями, в чем на самом деле состоят обязанности губернатора и командующего галерами. Вовсе не в том, чтобы размахивать шпагами. Хотя это он умел.

А вот Ангулем, будучи принцем, полагал себя настолько выше какого-то Альтовити -- "итальяшки" -- что ему и в голову не пришло бы вызвать того на дуэль.

Скорее всего, историю с дуэлью придумали в XIX веке, когда предпочитали изображать события красиво и благопристойно.

А что же тогда случилось?

Это известно. В 1586 году (Альтовити было 36 лет, Ангулему 35) Филипп написал письмо жене, которая в это время находилась при дворе. Историки не сошлись во мнении, рассчитывал ли Альтовити, что жена покажет письмо королеве-матери или королю, или просто хотел отвести душу, но в письме он высказал все, что думает о бездарных действиях герцога д'Ангулема.

Рене де Рье очень обиделась за мужа. Мало того, что он вкалывает, как каторжник на галерах, так какой-то принц портит ему жизнь!

Она отправилась к королю и показала ему письмо. Генрих Третий вынужден был признать, что сводный брат и правда действует как-то... неправильно. Он даже пообещал разобраться с проблемой и навести порядок.

Но как, по вашему, многие руководители решают проблемы с жалобами? "Они отправляют их тем, на кого жалоба и была подана", -- скажете вы и будете правы. За многие века мало что изменилось.

Король Генрих отправил письмо своему брату Генриху. Нет, он его даже пожурил, он написал, что так нельзя, но что это меняло? Губернатор впал в ярость. Он кричал свои приближенным (а их было немало), что не позволит выставить себя из Прованса и выдерет коварному врагу бороду.

В это время в городе Экс-ан-Провансе собирался парламент провинции. Как командующий галерами, Филипп Альтовити тоже туда приехал. Узнав об этом, Ангулем во главе большого отряда бросился в дом, где остановился Филипп, но не нашел его там. Альтовити был занят делом -- ему некогда было сидеть дома. Ангулем полдня метался по городу в поисках врага, когда увидел, что тот вместе с каким-то местным дворянином зашел пообедать в таверну под названием "Черная голова".  Вместе со всем своим отрядом Ангулем ворвался в комнату, где обедали дворяне.

Представьте себе картину. Возбужденная вооруженная толпа, многие уже с обнаженным оружием, окружила одного человека, практически безоружного. Герцог Ангулемский размахивал письмом и кричал, что так это не оставит. Его свита не отставала. Филипп Альтовити был единственным спокойным человеком в комнате. Конечно, он узнал письмо, но сохранил самообладание. Он сказал, что может все объяснить и вообще, им давно пора поговорить о делах. Все было бесполезно -- голос здравого смысла не доходил до герцога и его людей.

Неизвестно, кто нанес первый удар -- Ангулем или один из дворян его свиты (в спину, кстати) -- но учитывая обстановку, это мог быть кто угодно. Возможно, ударов было сразу два. И вот тут, уже падая от смертельного ранения, Альтовити нашел в себе силы схватить со стола нож, который использовал для трапезы, и вонзить его герцогу в живот.

"Он убил меня!" -- завопил брат короля, и тогда его свита одновременно бросилась на уже умирающего Филиппа и буквально искромсала. Потом они обнаружили, что в комнате есть еще один человек, и на всякий случай убили и его. Оба тела эти достойные люди выкинули в окно.

Наконец, убийцы вспомнили о своем господине, отнесли его во дворец, позвали врача, но тот лишь развел руками, говоря, что рана смертельна. Через несколько часов герцог д'Ангулем умер.

Случившееся бойня вызвала возмущение в Экс-ан-Провансе, и хотя власти пытались поддерживать порядок, толпа буквально разнесла особняк герцога д'Ангулема. Возможно, среди разгневанных провансальцев были военные и моряки, которые приехали в город вместе с Филиппом Альтовити. И, строго говоря, неизвестно, от чего умер герцог -- от удара Альтовити или его добили разъяренные провансальцы.

Юлия Белова

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Аврелий Августин Иппо́нийский (13 ноября 354, Тагаст — 28 августа 430, Гиппон Царский) — богослов, философ и епископ Гиппона Царского в Нумидии, римской Северной Африке. „Тот, кто добр, — свободен, даже если он раб; тот, кто зол, — раб, даже если он король.“ „Что есть государство ...
17 апреля ушла из жизни певица Ирина Бржевская (1929-2019). Пик ее популярности выпал на 1960-ые годы, выступать она закончила в 1989, ушла забытая всеми настолько, что вести о ...
Перефразируя классика: мы часто ругаем СССР и, разумеется, за дело, но кто написал... В общем, дорогие друзья, у меня вновь подгорело, в связи с чем я невозбранно решил проплыть по волнам моей памяти и вспомнить. Сравнив с днём сегодняшним. Спойлер: ложка смеха в бочке слёз. Дело в ...
Война наложила свой отпечаток на всех, кто через нее прошел. Фронтовиком был и знаменитый советский актер театра и кино Анатолий Папанов. Зрители привыкли видеть его на экранах в комедийном амплуа, а сам он считал эти роли неудачными и мог быть собой только в фильмах о войне. Его ...
На празднование 100-летия ВВС России выпало три дня, с 10 по 12 августа. 10 августа – генеральная репетиция, на которую раздавались пригласительные, 11 августа – день для посещения Путина (ну как же без него то), и сам праздник 12 августа. Народу было как ...