Станция Торжок.
flackelf — 11.12.2021 Ну вот дошли наконец руки, спустя три с лишним недели, написать о железнодорожной станции Торжок.Станция это очень старая, возникла в 1870 году, когда построили 35-километровое ответвление от станции Лихославль, и в прошлом сильно оживленная, но в наши дни представляющая из себя весьма грустное зрелище.
Особенно печально смотрится очень большое путевое развитие и целых два грузовых парка, построенных некогда под интенсивное движение. Сейчас все это очень мало используется. Впечатляет электрификация абсолютно всех многочисленных путей, которую провели сюда от главного хода Октябрьской дороги в 60-е годы.
Делалось это с расчетом на смену тяги с электровозов на тепловозы по станции Торжок, для всех типов поездов, а не только для пригородных, как на некоторых других станциях где кончается электрификация.
Немного истории этой некогда оживленной магистрали, которая проходит через Торжок.
В Лихославле эта дорога отходит от главного хода Октябрьской (Николаевской) дороги Петербург - Москва. Строить начали в 1870 году как перемычку от Николаевской дороги на Ржев и Вязьму.
В Ржев эта дорога пришла с севера в 1874 году. В 1888 году линию продолжили далее на юг, на Вязьму и Брянск, а в дальнейшем тянули еще на юг к харьковскому узлу.
Таким образом в центральной России появилась железная дорога, связывающая Петербург с Харьковом и Крымом, в обход Москвы, она как бы немного срезала угол, не заходя в московский узел, сокращая таким образом расстояние.
Во времена СССР по ней движение было достаточно интенсивное, были пассажирские поезда из Ленинграда на юг Украины, Кавказ и в Крым, которые шли по этому ходу до Харькова, обходя Москву с запада.
Развал СССР убил эту хоть и однопутную, но вполне себе магистральную хордовую линию, которая за Льговом и Готней стала упираться в российско-украинскую границу. В нынешних условиях кое-какое движение существует по дороге в основном от Лихославля до Брянска и Льгова, дальше вдоль украинской границы до Готни линия законсервирована. Я бывал в прошлые годы на этой тепловозной линии в Брянской и Курской областях. Движение повсеместно на ней оживленным никак не назовешь.
Но это мы ушли слишком далеко на юг, пора возвращаться назад в Торжок, как на первую крупную станцию на этой дороге.
В 1912 году станция Торжок стала узловой - было открыто движение по ответвлению от станции в сторону Кувшиново, Соблаго, что на Бологое-Полоцкой дороге.
Говорят, что эта линия до сих пор заповедная, с семафорами и старыми деревянными вокзалами.
1. Вот советская карта 1982 года. На ней линия от станции Лихославль через Торжок на юг (в правой части), даже обозначена жирной линией.
2. "Ласточка" из Твери, которая ходит сюда целых 4 раза в день.
3. Начнем с северной горловины станции, куда дорога приходит от Лихославля.
4. Сюда же выходят пути из местного вагоностроительного завода.
5. От главного хода и Лихославля 33 километра.
Не повезло Торжку, Николаевская дорога между двумя столицами в XIX веке прошла мимо.
6. Обратила на себя внимание очень старая и еще первоначальная электрификация на растяжках.
Никто тут ничего не менял с времен СССР. И заборчики старые как в моем детстве.
7. Вот например какое состояние опор контактной сети.
8. Тут похоже и сортировка когда-то работала.
На юг к Харькову и обратно возили по этой дороге в XX веке донецкий уголёк. Виден как раз еще один грузовой парк, который кажется не используется.
9. Это я снимал после обеда и как раз стоял грузовой, который сразу же при нас и отправился на Лихославль.
Значит есть какое-то грузовое движение.
10. Старая длинная платформа для поездов дальнего следования.
Тут меняли тягу и все стояли подолгу, а пассажирских поездов лет 35-40 назад было не так уж и мало.
11.
12.
13. Станция утром, когда прибыли из Твери.
14.
15. Довольно крупный вокзал, построенный в 1960 году, вместо старого деревянного.
16. Расписание пригородных. Есть движение на Ржев, причем две пары в день.
Есть единственный пдс СПб - Смоленск, но и тот ходит три раза в неделю.
17.
18.
19. А вот какие поезда ходили по линии Лихославль - Харьков в 1986 году.:
Ленинград - Жданов (Мариуполь)
20. Тут все кроме 554-го и 274-го
21. Итого проходило 14 пар пассажирских поездов. По крайней мере летом.
22. Идем к южной горловине.
23.
24. В жд старом здании похоже кто-то живет.
25.
26. Слева виден очень длинный состав из старых вагонов. Причем он так хитро стоит, что к базе запаса, которая находится за ним не пройти.
Надо лезть под составом.
27. А тут уже болото, да и темнеть начало.
28. Главный путь на Ржев и Вязьму. Накат есть.
29. А это путь на Соблаго с очень слабым накатом. Где-то там вдали он уходит вправо к Бологое-Полоцкой дороге.
Виден конец электрификации.
30. Небольшая прогулка по привокзальному району города Торжка.
31.
32. Старые допотопные ларьки и автовокзал, которые еще помнят те 14 пар поездов из Ленинграда и времена когда тут было людно.
33.
34.
35.
36. Потрясающая водонапорная башня 1870-х годов.
37.
38.
39.
40. Старый деревянный вокзал, который давно снесли.
|
</> |