Станция метро «Динамо»
glukovarenik — 11.09.2023Сегодня ей исполняется 85 лет! Открытие станции состоялось 11 сентября 1938 года, так что летний пост я приберегла для праздничного дня. :) Показываю.
Одна из старейших станций московского метрополитена, столь любимая кинематографистами за свой классический облик — «Динамо»
Своё название станция получила по одноимённому стадиону. И стадион теперь носит другое название, и всё вокруг изменилось, а когда-то сюда приезжали тысячи людей — на футбол и хоккей!
Наземные вестибюли проектировал Дмитрий Чечулин. «Первоначально полный проект станции вместе с вестибюлями был выполнен Лихтенбергом и Ревковским, однако разработанный ими цилиндрический стеклянный вестибюль на гранитном основании, с раскинутыми по диагонали порталами входа и выхода, сочли слишком авангардным и к проектированию наземных сооружений привлекли Дмитрия Чечулина, уже имевшего к тому времени опыт строительства станций в многолюдных местах. При проектировании вестибюлей Чечулин вдохновлялся впечатлениями от большого турне по Италии и Греции, из которого он недавно вернулся» Вики
Изнутри вестибюли облицованы светлым узбекским мрамором «газган».
«Динамо» — пилонная трёхсводчатая станция глубокого заложения с одной островной платформой. На момент постройки она стала самой глубокой станцией метрополитена в Москве.
В центре красота и боХачество. По бокам пилонов установлены мраморные скамьи с деревянными сидениями. Стены пилонов, представляющие собой спинки скамей, декорированы ковровым рисунком из мрамора и оникса. Эти спинки завершаются горизонтальными полосами из полупрозрачного подсвеченного изнутри агамзалинского оникса (травертина) месторождения Агамзалы, за которым расположены вентиляционные решётки.
В боковых пилонах вусё намного грустнее. Не знаю, будут ли ремонтировать полок, так-то надо бы уже.
Самое главное тут — конечно фарфоровые медальоны, тема которых «Советский спорт». В этот раз я упёрлась и методично отсняла все, но что-то не получилось по качеству, извините!
Всего медальонов 60, из них 23 различных по сюжету. Раньше было 24, но при установке гермозатворов были утрачены несколько барельефов, в том числе медальоны «спортсменка со скакалкой».
Медальоны были изготовлены на Ленинградском фарфоровом заводе по образцам скульптора Елены Янсон-Манизер. На медальонах изображены аллегории 21 вида соревнований, по которым проводилась Спартакиады народов СССР: метание диска, теннис, штанга, скалолазание, конькобежный спорт, бокс, хоккей с шайбой, лыжный спорт, ручной мяч, художественная гимнастика, спортивная гимнастика (бревно), спортивная гимнастика (конь), спортивная гимнастика (брусья), футбол, горные лыжи, толкание ядра, метание копья, мужское фигурное катание, женское фигурное катание, бег с барьерами, гиревой спорт.
Для некоторых барельефов прототипами служили реальные спортсмены. Например, конькобежка — это Мария Исакова, а футболист — Григорий Федотов. На первом от южного выхода медальоне с изображением горнолыжника есть надпись: «Янсон-Манизер, 1933».
По-моему, они прекрасны :)
Футболистов несколько в разных позах!
Прекрасные молодые люди Советской страны
Одежда спортсменов переносит в прошлое
Вот это мимими ведь :)
Уникальная станция (хотя у нас почти все такие старые :))
Хорошо бы всё это отмыть и отчистить, чтобы ещё на 85 ле и больше красоты хватило.
Кстати, о глубине! В 1940 году физики Г. Н. Флёров и К. А. Петржак выбрали станцию метро «Динамо» в качестве места проведения наблюдений за распадом урана, так как большая глубина могла защитить от космических помех. В результате экспериментов, проводимых на станции в ночное время, физиками было открыто спонтанное деление ядер урана.
А во время Великой Отечественной войны станция «Динамо» служила бомбоубежищем, как и другие станции московского метро. Известен случай, когда после объявления воздушной тревоги при входе на станцию произошла давка, в результате которой пострадали не менее 10 человек.
Об этом нам рассказал и Евгений Плисс, на экскурсию которого вокруг Петровского парка я приехала в тот день. От «Динамо» мы стартовали, поэтому долго сидели перед вестибюлем, собирая опаздывающих.