![](/media/images/top/preview/l-pics-livejournal-com-drugoi-pic-018b6fr1.jpg)
Стамбульский трамвай
![топ 100 блогов](/media/images/default.jpg)
![Стамбульский трамвай](http://l-pics.livejournal.com/drugoi/pic/018b6fr1.jpg)
Фотография: © Ara Güler
05.05.2012, Турция | Трамвай в Стамбуле начался, как и положено, с конной тяги. В 1871 году лошадки потащили вагончики по четырем линиям и таскали их до 1912, а в 1914 конку заменил электрический трамвай. В 1923 г. маршрутов стало 23, а в 1928 г. трамвай появился на азиатской стороне города. В 1950 г. стамбульский трамвай ходит по 37 маршрутам и все они пролегают через знаменитый Галатский мост, который на снимке вверху — это мост над бухтой Золотой Рог.
![Стамбульский трамвай](http://l-pics.livejournal.com/drugoi/pic/018b7kch.jpg)
Маленькое отступление: Галатский мост сам по себе — памятник многовековой истории Стамбула. Впервые он был построен по приказу римского императора Юстиниана, позже, уже при султане Баязиде проекты моста предлагали Леонардо да Винчи и Микеланджело. Но это всё были проекты временных сооружений, а первый стационарный мост появился только в 1845 г. Он и еще два моста были деревянными, а металлический был установлен немцами в 1912 г. и продержался ровно 80 лет — до пожара в 1992. После этого за дело взялись сами турки и сейчас бухту пересекает пятый Галатский мост.
![Стамбульский трамвай](http://l-pics.livejournal.com/drugoi/pic/018b89hd.jpg)
![Стамбульский трамвай](http://l-pics.livejournal.com/drugoi/pic/018b9bs5.jpg)
Так вот, про трамваи в Стамбуле. После своего расцвета в середине пятидесятых они были постепенно вытеснены троллейбусами, но это продолжалось недолго. В 1992 г. трамвай вновь вернулся на стамбульские улицы, как самый удобный вид наземного городского транспорта. Вернулся, в т.ч. в качестве исторического наследия — старый трамвайчик ходит теперь по пешеходной улице Истикляль от площади Таксим до Тоннеля и обратно. Трамвай обычно успешно развивается там, где городские власти начинают бороться с автомобилями и отдают предпочтение общественному транспорту.
Сейчас современный стамбульский трамвай выглядит так:
На линии — вагоны французской компании Alstom. Слева — здание Новой мечети, где сейчас снимают фильм про Джеймса Бонда.
![Стамбульский трамвай](http://l-pics.livejournal.com/drugoi/pic/018ba21w.jpg)
В 2005-м году через Галатский мост были проложены новые трамвайные пути.
![Стамбульский трамвай](http://l-pics.livejournal.com/drugoi/pic/018bbfpr.jpg)
Остановки здесь сделаны по типу маленьких станций метро — здесь такие же турникеты, перрон огорожен стеклянными панелями.
![Стамбульский трамвай](http://l-pics.livejournal.com/drugoi/pic/018bc45f.jpg)
Для разовых поездок в автомате покупается жетон стоимостью в 2 лиры (ок. 33 руб).
![Стамбульский трамвай](http://l-pics.livejournal.com/drugoi/pic/018bdf8g.jpg)
Схема трамвайных линий на остановке.
![Стамбульский трамвай](http://l-pics.livejournal.com/drugoi/pic/018be3tp.jpg)
Место машиниста. Кстати, Alstom производит поезда Pendolino, которые совместное предприятие Oy Karelian Trans LTD использует на линии Санкт-Петербург — Хельсинки под маркой Allegro.
![Стамбульский трамвай](http://l-pics.livejournal.com/drugoi/pic/018bf042.jpg)
Пластиковые лавочки на перронах трамвайных остановок сделаны в виде раскрытых книг.
![Стамбульский трамвай](http://l-pics.livejournal.com/drugoi/pic/018bg09w.jpg)
В час пик в вагоне полно народа.
![Стамбульский трамвай](http://l-pics.livejournal.com/drugoi/pic/018bh6ks.jpg)
Даже на европейской части берега Золотого рога отличаются — в старом городе, в районе Султанахмет, жизнь и люди совсем другие, не такие, как на совершенно европейской Истикляль. Мирное сосуществование этих противоположностей — одна из привлекательных черт Стамбула.
![Стамбульский трамвай](http://l-pics.livejournal.com/drugoi/pic/018bk5hf.jpg)
Вагоны и перроны остановок сделаны удобными для людей с ограниченными возможностями. Вот едет продавец сувениров на своей электротележке.
![Стамбульский трамвай](http://l-pics.livejournal.com/drugoi/pic/018bpr3z.jpg)
У тележки, кстати, вполне взрослый регистрационный номер и запасное колесо. Торговец выкатился из трамвая и поехал дальше по своим делам.
![Стамбульский трамвай](http://l-pics.livejournal.com/drugoi/pic/018bqwgr.jpg)
Служащий помог выехать человеку на тележке через специальный турникет.
![Стамбульский трамвай](http://l-pics.livejournal.com/drugoi/pic/018br69d.jpg)
Современный трамвай в городе — это удобно, экологично, быстро. К сожалению, в Москве трамвай практически полностью побежден людьми на автомобилях, которым нужно всё больше и больше места на дорогах. В центральной части города линий практически не осталось, сохранность основной части сети зависит от того, как будут развиваться соответствующие районы города. С 1982 года в Москве так и не было построено ни одной трамвайной линии. Протяжённость линий в 1989—2004 гг. сократилась с 460 до 420 км (максимум в 1940-х составлял 560 км). В конце 1990-х трамваем пользовались ежедневно не менее 150 тыс. человек (для сравнения в 1990 — более 800 тыс.). Трамвай городским властям не нужен, это очевидно. Как очевидно и то, что мы в этом плане отстаем не только от стран Евросоюза, но и от восточных стран, таких, как Турция или Израиль. Во всяком случае, в отношении общественного транспорта Москва по сравнению со Стамбулом выглядит глухой провинцией, отсталой и некомфортной.
Фотографии:
© drugoi
© Ara Güler
|
</> |