Сталинизм

топ 100 блогов werewolf000129.08.2021
Итак, что же такое сталинский режим?
Сталинский режим – это предельно персонифицированная авторитарная бюрократическая криминально-террористическая диктатура, использующая социально-демократическую риторику для осуществления проекта тотального перевоспитания и порабощения населения для выстраивания страны с некоторыми чертами сверхдержавы (при Сталине СССР сверхдержавой не был) без учета любых издержек такого строительства. Режим Сталина, безусловно, является преступным и входит в число самых кровавых политических режимов человечества.
Сталинский режим есть реакция наиболее радикальной и агрессивной части ВКП(б) на фактический провал строительства коммунизма СССР и последовавший во время НЭП явный отказ большей части населения страны (особенно крестьян) от такого строительства и попытку нормализации жизни на основе социал-демократических, меньшевистских форм. Сталинисты есть та часть ВКП(б) которая поняла это и реализовала в действии план насильственного перевоспитания всего общества (с огромными жертвами), пытаясь все же реализовать изначальные цели коммунистического строительства, которые не смогли реализоваться в начале 20-х годов ввиду ожесточенного сопротивления общества в ходе Гражданской войны, крестьянских восстаний, матросских мятежей и рабочих забастовок. Эта попытка перевоспитания предельно дорого обошлась и партии и обществу, последствия ее дают о себе знать и сегодня.
Сталинский режим есть реакция как старой, так и новой бюрократии на развал системы управления государством и воцарение хаоса. Он не смог бы реализоваться, если бы значительная часть населения и значительная часть ВКП(б) не пришла к выводу о том, что свобода им ничего доброго не дала и только отказ от свободы и установление авторитарного режима способны воссоздать государство и снова предоставить населению все преимущества жизни в государстве. Как сказал польский писатель А. Пшеворский – если любой порядок лучше любого хаоса – то любой порядок и устанавливается. В данном случае сталинизм есть реакция и следствие на сбывшиеся наиболее мрачные прогнозы будущего России начиная с 1917 года. История показала невозможность установления общественного согласия в демократической России между ее основными социальными группами, их недоговороспособность и готовность идти на все ради реализации именно их проекта будущего. Недоговороспособными оказались все: крестьяне, горожане, солдаты, офицеры, купцы, кадеты, социал-демократы, националисты, правые – все. Ни один из них не доверяя другим чтобы уступить хотя бы на время и ни один из них не был готов поступиться хотя бы частью своих притязаний ради социального мира. В этом смысле – установление любого государства, основанного на согласии и диалоге, а не на принуждении и терроре – было видимо невозможным, так как его быстро раскачали бы постоянные попытки всех без исключения социальных групп улучшить свою позицию без оглядки на интересы других. Сталинизм построил то государство, где проиграли все – но они сами были виноваты в своем проигрыше.
Сталинский режим есть и реакция наиболее многочисленного, русского народа и его представителей в бюрократии на открывшееся в результате революции засилие во власти людей иной национальности (не только еврейской), непонятного жизненного пути, а так же агрессивные попытки отделения от России (сецессии). Одна из великих тайн революции октября 1917 года, а затем и гражданской войны – большевики не победили бы ни там, ни там без решающей поддержки национальных меньшинств (евреи, латыши, башкиры) и массового прихода во власть когорты марксистов и социальных демократов со всей Европы на замену в основном отвергшей большевиков русской армии и бюрократии. Сталин первым среди всех комдеятелей высшего ранга понял всю глубину раздражения русского народа таким правлением и понял, как это можно использовать в своих интересах. Сталинский режим есть и режим своего рода извращенной демократизации, когда Сталин повел практику массового приема в партию «простых людей» в основном русских и обмену их лояльности лично ему и его курсу на их продвижение и изгнание из партии, а часто и из жизни людей со странными фамилиями и биографиями. Для «простых людей» социализм и коммунизм было ровно то что говорит об этом Сталин, дальше они не хотели углубляться и Сталина это больше чем устраивало. Этот процесс – опрощения и обрусения партии – нарастал постепенно, в конечном итоге перерастая в 1936-1940 годах в настоящую дикую охоту на чужаков и всех подозрительных и в заявление Сталина о том, что он сам является русским (?!). Сталинизм – это и процесс принудительной, насильственной гомогенизации общества, взбудораженного процессами 1914-1922 годов.
Сталинский режим основан на отказе от демократии при формальном соблюдении ее требований и ограничений и выстраивании предельной жесткой иерархии во главе с самим Сталиным. Что касается поведения Сталина на верху этой пирамиды - то оно во многом основано на личном опыте и самовосприятии Сталина как мужчины и кавказца. Сталинская система – это сеньор-вассальная, феодальная система, некий типичный для Кавказа союз мужчин с его культом мужественности, ненавистью к предателям, нерассуждающей готовностью на все, отказом соизмерять цели с возможностями. Нельзя сказать, что это предельно забюрократизированная система с винтиками – исполнителями – такой она стала при Брежневе. Скорее это система джигитов-самоубийц, которые под недобрым взглядом вождя должны были или погибнуть или добиться невозможного – и в последнем случае взлететь на самый верх. Сталинизм – одна из его до сих пор очень привлекательных черт – это необычно (для России) быстро идущие наверх социальные лифты. Среди джигитов-самоубийц смертность была такова, что приток свежей крови в систему требовался ежеминутно, даже ежесекундно. Но и удержаться долгое время наверху было почти невозможно – для этого надо было убить тирана и прекратить самоубийственные джигитовки, что и было в итоге сделано.
По методам сталинский режим имеет криминальный и террористический характер. Он основан не на законности, а на социальных чистках, ответственности без вины и концепции «социальной защиты», при которой поведение индивида и сама возможность оставления его в живых рассматривалась не с точки зрения соответствия его поведения закону, а с точки зрения его реальной или даже потенциальной опасности для общества. С современной точки зрения сталинский режим представлял собой господство беззакония. Террористическая сущность сталинского режима заключалась в том, что понятие «наказание за преступление» было подменено репрессиями, целью которых было не наказание виновных, а запугивание общества судьбой виновного с целью недопущения подобного поведения. Целью наказания стало не воздаяние преступнику по содеянному, а акт устрашения и перевоспитания общества в целом, при этом жизнь и судьба самого виновного значения не имели. Криминальная сущность сталинского режима заключалась в отказе от закона как меры регулирования поведения общества и самого государства, систематическое и ежедневное фактические попрание закона, господство чрезвычайных и внесудебных органов расправы (точнее, не расправы, а социальной очистки). Сталинский режим большую часть своего существования вел войну против общества, попирая любые законы. Процессы правоприменения подменялись постоянными агрессивными кампаниями достижения чего либо любой ценой, невзирая на ограничения и закон. Вся суть сталинского режима заключалась в снятии всех ограничений ради достижения поставленной цели и игрой с обществом, в которой государство обязательно должно было выиграть. Как только становилось понятно, что государство проигрывает – оно переходило к террору, условно говоря, смахивало с доски все шахматы и било противника доской по голове.
Сталинский режим никогда не отказывался от своей преемственности с ленинским, и никогда не позиционировал себя иначе как режим выражающий интересы социального дна. Но это никогда не было правдой – сталинский режим считал своих подданных государственными рабами, которые обязаны работать там, где укажут и так как укажут – а заплатят им за это сколько смогут, или сколько посчитают нужным. В этом смысле сталинизм был обречен переродиться – и он переродился, став из «народного» режима режимом феодально-бюрократическим, где каждый чиновник – маленький царек, распоряжающийся жизнями подданных, как и любым имуществом.
Наконец, сталинский режим был безусловно идеологическим и воспитательным. Ни Сталин ни его подручные – не ставили основной целью нажить себе какое-то имущество. Действия Сталина были основаны на вере и желании перевоспитать общество несмотря на его своекорыстность и постоянное сопротивление. Сталин был уверен в том, что ему удастся построить такое общество, которое пойдет за ним добровольно и террор в конечном итоге удастся прекратить ввиду его ненужности. Он этого так и не дождался – был по всей вероятности убит теми, кто хотел выжить, а террор прекратился немедленно по корыстным причинам. Те, кто пошел за Сталиным – стали в итоге и главными жертвами его системы, как вероятно и сам Сталин. Процесс перевоспитания провалился.
Чем стал для России сталинизм. Он стал полным разрывом с прошлыми и переформатированием социальной структуры. В отличие от гитлеризма – сталинизм грубо посягал на все без исключения сферы жизни общества – семью, работу, партийность, религию. Любые компромиссы были временными – в конечном итоге сталинизм приходил за своим и не признавал никаких компромиссов – или так или никак. Но сталинизм потерпел поражение в попытке форсировано перевоспитать общество - скорее он поспособствовал обратному: развитию в советском народе чрезвычайных способностей к уклонению. Советский народ –это продукт как раз сталинского времени, сталинской эпохи. Он не верит ничему официальному и если говорят что надо прививаться – его не затащишь и на аркане. Если говорят, что рубль не упадет – народ бросается в обменники, если говорят, что обмена денег не будет – в сберкассы забирать деньги. Сталинский режим полностью разрушил существовавшие сети и круги доверия, и это сказывается до сих пор: русский народ один из самых недоверчивых в мире, а нормальной публичной политики так и не появилось. Сталинский режим завершил круг и удовлетворил желание социальной мести низов верхам, но чего он точно не смог – это построить сколь-либо современное общество. Сталинизм полностью дискредитировал такие понятия как доверие и солидарность. В сущности, весь наш послесталинский путь, это попытка жить в обществе, оставшемся после Сталина и попытка как то исправить то, что натворили при Сталине. Попытка, во многом безуспешная и поныне.


Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Как же я люблю хлеб! Что может быть лучше хлеба? Мало кто теперь помнит, но в 1940-х годах, да и в послевоенное время, хлеб считался одушевленным предметом, к нему прилагался вопрос «кто?», а не «что»… Самый вкусный хлеб в Воронеже у моего брата Жени Маслова в его пекарнях «Эко-хлеб». ...
 Сорри, что пропала - но я испытываю практически непреодолимое отвращение к написанию букв и потому дала себе передых на полтора месяца. Ибо сил нет. Ну так вот. Съездила я в Китай. Если кто не в теме - у нас с со-путешественником (в ...
 Скажите мне честно, если вам мои картинки поднадоели, ок?! А то мне то радость пялится на А., а вам может и уже и не очень. Он спит, я сижу перед чемоданом. С утра в Сидней, на неделю. С одной стороны он "не переживет", с другой - ему надо выспаться! Он ...
Появилась в сети видеозапись того, как неполноценные мандавошины избивают Олега Кашина. (Впечатлительным людям смотреть не стоит). Из видео ясно - эти моральные уродцы преследовали цель именно покалечить, так как они целенаправленно ...
Церковным людям известно имя иерусалимского патриарха Иринея. Он был патриархом с 2001 по 6 мая 2005 года. Затем Синод его низложил. Ириней отказался покинуть патриаршую резиденцию; его оппоненты не решились применять силу - и в итоге он не покидает своего жилища уже почти 10 лет. Даже пр ...