СССР — против «всей Европы», Германия — против «всего мира»

топ 100 блогов sergeytsvetkov20.04.2015
Чтобы знать истину, нужно иметь силу духа смотреть ей в лицо.
Стендаль
Я всегда с Россией, но не всегда с народом.
Кредо патриота

Историческое сознание нашего общества (как и любого другого) соткано из мифов и пропаганды. Миф и пропаганда — далеко не одно и тоже. Первый — пробуждает творческие силы народа и отдельной личности, вторая — сеет ненависть и отчуждение, и в конечном счете истощает народную силу.

Лживая пропаганда имеет шансы на успех (и может быть оправдана) только во время войны, когда нужно сконцентрировать все силы в одном сокрушительном ударе, а неизбежное истощение нации после победы можно временно не принимать во внимание. В мирное же время формировать общественное мнение лучше всего при помощи фактов и неоспоримых суждений.

Советская пропаганда уже однажды с треском проиграла ВОВ (в начале 90-х). Сейчас по ее стопам идет пропаганда российская. Все движется к тому, что итоги 2МВ и вклад нашего народа в победу все-таки будут пересмотрены.

Это станет возможным потому, что наше государство (в самом общем смысле) за четверть века так и не выработало русский взгляд на 2МВ и ВОВ.

Мы, конечно, со злой гордостью заявим, размазывая сопли от обиды, что это — наша и только наша победа, и что нам по…, а все остальные могут идти на... Пока что, увы, в этом и заключается русский взгляд на вещи. Однако вспомним, что говорит наш народ: на надутых воду возят.

Я задумал серию постов, в которых постараюсь показать слабость наиболее расхожих аргументов современной российской пропаганды. Заранее предвижу, что частью аудитории буду понят неправильно, хотя и постараюсь быть максимально доходчивым.
Для чего я это делаю? Для того, чтобы показать, что «победный мундир» шит гнилыми нитками, которые обязательно расползутся рано или поздно, и что надо не теряя времени сменить поставщика. Иначе однажды останемся с голой задницей.

Российская пропаганда унаследовала от советской сразу несколько ахиллесовых пят. Одна из них — стремление всеми правдами и неправдами (и больше вторыми, нежели первыми) оправдать некими объективными обстоятельствами чудовищную катастрофу 1941 года (аукнувшуюся и в первой половине года 42-го), равной которой не знала мировая история. Дескать, чего вы хотите, превосходство врага было подавляющим.

Вот об этом сегодня и поговорим.

Возможно, вы заметили, что последние месяцы в публичных дискуссиях и разного рода выступлениях стали особенно напирать на следующий аргумент: СССР воевал-де против всей Европы. Этим пытаются убить сразу двух зайцев: оправдать страшные поражения первого года войны и унизить ЕС, с которым мы сейчас находимся в конфронтации, сделав из европейских стран пособников Гитлера.

Разумеется, данный аргумент, как и любой другой, основывающийся на абсолютизации, не выдерживает исторической критики. Сегодня мы рассмотрим его чисто с количественной стороны.

СССР вступил во 2МВ (или, выражаясь более аккуратно, стал ее участником) в сентябре 1939 г., приняв позу глубочайшего реверанса в сторону Германии. Когда 9 сентября немецкие танковые дивизии вышли к Варшаве, и германское официальное коммюнике сообщило (значительно опережая события), что Польша полностью разгромлена, Молотов немедленно передал «свои поздравления и приветствия правительству Германской империи»».
Затем, выступая на заседании Верховного Совета СССР 31 октября 1939 г., Молотов сказал, что понятие «агрессор» неприменимо к Германии, и добавил: «Не только бессмысленно, но и преступно вести такую войну, как война за "уничтожение гитлеризма", прикрываемая фальшивым флагом борьбы за "демократию"».  Неподписанная передовица «Известий» 9 декабря того же года повторила эту мысль: «Можно уважать или ненавидеть гитлеризм, как и всякую другую систему политических взглядов. Это дело вкуса. Но затевать войну из-за «уничтожения гитлеризма» — значит допускать в политике преступную глупость».
Сталин, со своей стороны, заявил в интервью газете «Правда», что «не Германия напала на Францию и Англию, а Франция и Англия напали на Германию, взяв на себя ответственность за нынешнюю войну».
В ноябре 1940 г. Сталин делает попытку укрепить сотрудничество с Германией. После поездки Молотова в Берлин он дает свое согласие на заключение союзного договора с Германией, Италией и Японией, признав возможным участие СССР в дележе «британского колониального наследства». Ценой за «пакт четырех» должно было стать создание советских военных баз в районе Босфора и Дарданелл, признание интересов СССР в регионе южнее Батуми и Баку, содействие Германии в заключении советско-болгарского договора о взаимопомощи и вывод германских войск из Финляндии. Однако ответа на свои предложения Сталин не получил. Гитлер уже обдумывал детали плана «Барбаросса».
Подписание соглашений о дружбе с антифашистской Югославией (пакт от 5 апреля 1941 г.) окончательно высветило истинные цели советского руководства: подталкивать одну воюющую сторону против другой, ослабить и Германию, и Европу, а затем воспользоваться этим в интересах мирового социализма.

Итак, мы видим изощренную дипломатическую игру советского руководства в лучших традициях макиавеллизма (употребляю этот термин без всякого оценочного смысла). Она, в общем, выглядит вполне рациональной, хотя в конце концов и вышла СССР боком. Одновременно констатируем, что в течение полутора лет после начала 2МВ, вплоть до 22 июня 1941 г., СССР не только не находился в дипломатической изоляции, но был связан договорами о союзе и дружбе с целым рядом европейских государств. Его геополитические интересы не только не были ущемлены «Европой», но напротив, они были максимально расширены и получили признание от крупнейших держав континентальной Европы.

Посмотрим теперь, что изменилось после 22 июня.

Официальный нейтралитет во время 2МВ держали Испания, Швеция и Португалия (их участие в нападении на СССР ограничивалось отправкой добровольческих соединений), а также Швейцария. Собственно, из тех стран, кого стоит принимать во внимание в экономическом и военном плане, Германия опиралась на Италию, Францию и Чехословакию. Но две последние были не союзниками Германии, а ее жертвами, вместе с Польшей, Грецией и рядом др. стран, захваченных вермахтом к лету 1941 года. Стратегически важное значение имели Финляндия, Румыния и Болгария.

СССР — против «всей Европы», Германия — против «всего мира»

Зато на стороне СССР выступили такие военно-промышленные гиганты, как Британская империя и США.

Вообще же в антигитлеровскую коалицию в разное время входили помимо упомянутых стран: Китай, Австралия, Канада, Югославия, Нидерланды, Норвегия, Новая Зеландия, Южно-Африканский Союз, Бельгия, Греция, Эфиопия, Дания, Бразилия, Мексика, Монголия, Люксембург, Непал, Панама, Аргентина, Чили, Куба, Перу, Гватемала, Колумбия, Коста-Рика, Доминиканская республика, Албания, Гондурас, Сальвадор, Гаити, Парагвай, Эквадор, Сан-Марино, Турция, Уругвай, Венесуэла, Ливан, Саудовская Аравия, Никарагуа, Либерия, Боливия. В ходе войны к ним присоединились некоторые государства, вышедшие из нацистского блока: Иран (с 1941 года), Ирак (с 1943 года), Италия (с 1943 года), Румыния (с 1944 года), Болгария (с 1944 года), Венгрия (в 1945 году), Финляндия (в 1945 году) и т.д.

Стало быть, нынешние поклонники вермахта могут с гордостью утверждать, что он практически в одиночку шесть лет противостоял всему миру.

СССР — против «всей Европы», Германия — против «всего мира»
Антигитлеровская коалиция изображена зелёным цветом (страны, обозначенные светло-зелёным, вошли в войну после нападения на Пёрл-Харбор), страны нацистского блока голубым, нейтральные страны — серым

Итак, мы видим, что аргумент «мы — против всех» скорее работает на нацистскую Германию, чем на нас. Он является откровенным софизмом, причем низкого качества, поскольку, с одной стороны,намеренно не проводит различия между фашистскими государствами (вместе с их сателлитами) и государствами, попавшими под фашистское иго и оказывавшими военную, материальную и проч. помощь Германии лишь в силу своего зависимого положения, а с другой стороны, — искусственно изолирует СССР от его многочисленных союзников по антигитлеровской коалиции.

Мы были далеко не одни против всех. С 22 июня 1941 года СССР вел борьбу с Германией на стороне могучей антигитлеровской коалиции, чьи ресурсы многократно превосходили ограниченные возможности блока фашистских стран.

О ресурсах воюющих сторон и европейском "ленд-лизе" Германии мы поговорим в следующий раз.

P.S.
Условия дискуссии: принимаются только аргументированные комменты, срач, обвинения в продажности, предательстве и прочие личные выпады против автора и участников дискуссии будут пресекаться. Кому есть, что сказать по делу, милости прошу.
_____________________________________________________________________________
Продолжается сбор средств на издание моей книги «Последняя война Российской империи».
Внести свой вклад можно здесь

http://planeta.ru/campaigns/15556

Собрано 15% необходимых средств.
Обращаю внимание, что вклад в проект — это не благотворительность, а инвестиция :). За приобретенные акции предусмотрены подарки и бонусы.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
В Живом Журнале и особенно на Ли-рушечке есть много очаровательных дамских дневничков и дневничочков с дореволюционно-кружевным, дворянско-обморочным контентом. Милые барышни от 15 до 50 лет постят картинки с котиками, с викторианскими ...
Что только не придумывают мужчины, чтобы запудрить мозги своим женам и подругам, в случае если «случайно подцепили» какое-либо из венерических заболеваний, например, одно из самых распространённых - гонорею. Иногда лучше сразу признаться в ...
фотка 27 апреля, Садовое ...
Заканчивается октябрь. Ноябрь на пороге. И если летние месяцы всегда прибегают весёлой гурьбой, когда трудно отличить один день от другого, то осенние держатся поодиночке. Красивый сентябрь. Хмурый октябрь. И одинокий ноябрь. Уже нет зелени. Улетели птицы. Прячутся под лёд реки. Ноябрь ...
            "-Не постигаю! Сидели мирно, совершенно ...